stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Компьютерная графика под лупой

Заметки нестарого ворчуна

Владимир Соколов

      Фестиваль «Аниграф» - сегодня единственное крупное событие на территории бывшего Союза, которое втягивает раз в год в свою воронку все, что есть в глубинах компьютерной графики, причем как хорошее, так и плохое, а мы - члены отборочного жюри - обязаны с одинаковым усердием просмотреть как то, что нам интересно, так и то, что не очень. И вот мы усаживаемся перед монитором и приступаем к работе. Пожалуй, первое, что меня поразило, - отсутствие в представленных на "Аниграф-99" работах каких-либо следов более чем полугодового "проживания" на винчестерах наших коллег программы, любовно прозванной "Майкой". А я, признаться, представлял себе такую мрачную картину: ставим кассету с работами конкурсантов, и на нас с экрана ползут динозавры, всякая корявая нечисть и бьют фонтаны particle. Следующий вывод - все представленные ролики очень ровные и прежде всего с технологической точки зрения. Если раньше работы из Москвы и Питера выделялись столь явно, что впору было учреждать для них  особую номинацию, то нынче студии из Владимира, Донецка, Уфы выглядели достойно.
      Однако приступим к разбору полетов.

Компьютерная графика и анимация в рекламе

      Первыми на заклание идут легковесы. Называю я их так только по одному признаку - времени, которое рекламные ролики занимают на экране. Ну, что такое 15, 20 или, как в случае с известной рекламой "Мартини", - 45 секунд? А как много надо рассказать! Поэтому бережное отношение к каждому мгновению в таких роликах оправдано.
      Виктор Лакисов из Москвы, не первый год участвующий в конкурсной программе Фестиваля "Аниграф", представил работу "AGMA Paradise". Трехмерная графика во всей своей красе, без каких-либо недочетов. Но треть времени что-то неведомое ворочается на переднем плане. Причем весьма динамично и поэтому не читается. Это нередкая ошибка при создании рекламного ролика. Другая работа Виктора, "Студия Polyrecords", более привлекательна, но почему-то в сознании всплывает забытое слово "формотворчество".
      По непонятным причинам студии продолжают избегать натурных съемок даже тогда, когда обойтись без них трудно. Рекламная студия "АКРАИМ" из Уфы в работе "Волшебный мир" горы и водяную мельницу соорудила на компьютере. Это же титанический, а главное ненужный, труд! Кино- или видеосъемка придала бы ролику большую зрелищность. Можно пойти и сложным композиционным путем, создав ту же мельницу в виде макета, если найти сохранившуюся действующую невозможно. Чтобы понять, какие эффекты и как применяются при съемках, советую всем посетить сайт www.matteworld.com.
      В работе "Клуб-желе" донецкая студия "Бита" "роет" в своем ролике золотую россыпь магазинной темы. С удовольствием согласился бы с предложением Валерия Фирсова любые проезды вдоль стеллажей или пляски с фруктами или унитазами отнести к штампам и облагать штрафами, но тем не менее не могу не отметить удачное сочетание хорошей натурной съемки с разнообразными видами и приемами компьютерной графики. «ВИНАП-Бокал» (студия «МиФ», Новосибирск)
      Обычно трехмерная графика в рекламных роликах, кроме отдельных объектов, помогает создать интерьер или дополнить существующий. Изящными и простыми средствами обошлась в своем "Магазине керамики" студия "3-ADA" из Еревана, чего не скажешь о работе "ДВГУ" видеокомпьютерной лаборатории "U-Lab" из Владивостока. Две трети рекламного времени съедено второстепенным планом, хотя и сделанным качественно. И получилось 3D ради 3D. Грешит без необходимости лезущей в глаза "трехмеркой" и такая известная в компьютерном мире студия, как "МиФ" из Новосибирска, в рекламе "СОМ". Но в ролике "ВИНАП-Бокал" эта же студия равновесно использовала качественную "плоскую" анимацию с забавными находками - канкан в исполнении вилок.
      Аккуратное встраивание 3D-объектов доступно немногим и показывает класс студии. В прошлые годы этим отличался "Др. Пикчерс", на нынешнем Фестивале "спрятать" конкретность трехмерки в изящной стилизации удалось студии "Бегемот" из Питера в работе "Сварог".
      Не в обиду будет сказано, но факт освоения компьютерной графики не обязательно делать достоянием широкой публики. Ожидать, что на Фестивале будут делать скидки новичкам в конкурсе взрослых работ бессмысленно. Довольно слабыми оказались "Поздравительные открытки с Новым годом" НТИА "Миг" из г. Ноябрьска и работы Романа Чучука из г. Актуа, Казахстан ("Нефтебанк" и "PS graphics/Падающие буквы"). Может быть, ностальгические чувства и проснулись у тех, кто помнит деревянных бабочек начала 90-х гг., однако молодежь, уже хлебнувшая MAYA, смотрела на нескладный бурелом с нескрываемым ужасом. Но это были досадные и неизбежные, как в любом большом деле, исключения.
      Что же должно объединять рекламные ролики, независимо от того, сняты ли они на кинопленку и потом прошли сложный путь обработки и дополнения мудреными спецэффектами или ничего сложнее клавиатуры и мышки использовано не было? Это ставшее привычным слово "креатив" (от creative). Для меня самое близкое по смыслу и значению русское слово - "придумка", и, следовательно, человек, занимающийся этим ремеслом, - "придумщик". Так вот, тут по-прежнему зияет громадная дыра. Может быть, заказчики до сих пор не понимают, что невозможно создать один-единственный эдакий универсальный рекламный ролик, а не 8-12 на одну тему, как делают западные рекламные агентства. Может быть, из-за отсутствия реальной конкуренции реклама стала простым сообщением о наличии чего-то, сродни объявлению на заборе. Может, еще что-то неладное происходит в нашем королевстве, но придумщики в рекламе нынче не в цене.
      Вот и имеем мы рекламный ролик автомобильных аккумуляторов "TUDOR" дизайн-студии "Баргузин" (Москва), где много наворочено штампов, а придумки нет и в помине. Студия "Город" из Красноярска сделала своих "Удобных гостей" как типичную работу ради зарабатывания денег.
      Однако серия роликов Российского фонда правовых реформ (Москва), исполненная командой студии "Пилот", - "Весы", "Бинокль", "Ракеты", "Шишки и плюшки" и многие другие -показывает, что придумщики высокого класса все же встречаются. В этой серии роликов, относящихся к жанру социальной рекламы, как фирменный стиль студии присутствует баланс придумщиков и исполнителей. Такие работы не только отрада для глаз, но и образец для подражания. Стоит нарушить равновесие - и от гармонии не остается следа, поскольку ее не может быть много или мало - она или есть, или ее нет.
      Забавный по придумке "Обходчик" рекламного агентства "Арт Ист" из Кургана выполнен довольно топорно и поэтому стал мало пригоден к употреблению. Вообще-то, использованная здесь двумерная анимация - нередкий гость в рекламе, однако представление о том, как она должна делаться, имеется не у всех. И те студии, в которых ко всем секретам мультиков пытались пробить собственную дорогу, отчетливо видны.
      Реклама "АГРИ" студии "Муха" из Уфы в моих пометках, которые я делал, просматривая работы, имеет ремарку "не к чему придраться". А вот в их ролике "Башинтерсервис" подкачал креатив.
      Общее впечатление, сложившееся после просмотра конкурсных работ в данной номинации, таково: подравнявшись технологически, никто не сделал рывка вперед.
      На этом разбор номинации был бы закончен, если бы не две работы студии EN Efecto S.A., присланные из Барселоны (Испания). Первая работа EN Efecto S.A называется "Suchard". Что это такое, я не знаю, но по внешнему виду, скорее всего, шоколадка, которую тамошний Дед Мороз должен доставить из пункта А в пункт Б. В динамично решенном ролике - рекламное время дорого - основной упор делается на создании праздничной красочной атмосферы. В рекламе "Honda" абсолютно другая цветовая гамма, иные переходы от одного кадра к другому - оно и ясно, другой товар, другой покупатель.
      На этом можно было бы закончить - добротная вещь, она много слов не требует. Но и к той, и к другой рекламе шли приложения "Suchard making off" и "Honda making off", в которых достаточно подробно описывается, как создавались ролики. Первое, что бросается в глаза, - тщательная предварительная работа с карандашом в руках над каждым образом и сценой. Это обязательный этап для всех студий на Западе и часто опускаемый у нас. Испанцы наглядно показывают значимость эскизов. Все превращения объектов (например, в первой новогодней рекламе это сани, трансформирующиеся в некий дедморозовский автомобиль) сперва исполнены на бумаге во всех деталях. Технология заранее расписана и разнесена на то, что должно быть сделано на натуре, дополнено "живыми" деталями при композитинге, отснято под рир-проекцию или от начала до конца произведено на компьютере. В ролике "Honda", кроме того, использована почти не встречающаяся у нас работа с маркерами, которые позволяют восстанавливать движение камеры или перемещение помеченной маркерами поверхности для того, чтобы потом, как родную, подставить компьютерную графику в "живую" сцену. Обычно для этой работы используется программа 3D Equalizer.
      Ничего сногсшибательного EN Efecto S.A не показала - просто крепкие работы, демонстрирующие тот уровень, достигнув которого мы можем рассчитывать на европейские рекламные заказы. Мне вспомнился наш отечественный ролик "SONY" с зулусами, бьющими в барабаны. Ну, вообще-то, ничем не хуже!

Оформление телеэфира

      Оценивая эту номинацию, приходится сто раз виденное по центральному телевидению прожевывать еще раз (что поделаешь!), вглядываться в каждую картинку в поисках откровений, потом присовокуплять работы студий, оформляющих региональные телеканалы, - все это не приносит радости открытий.
      Что главное в оформлении телевизионного эфира? В первую очередь, это один художник и один стиль. Причем художник должен быть диктатором и неукоснительно требовать исполнения задуманного. За шаг в сторону от принятой цветовой гаммы, основных графических элементов, шрифта и динамического рисунка нарушитель безжалостно карается удалением неудачной работы из эфира.
      Пока создание цельного телевизионного графического полотна удалось только студии "НТВ-Дизайн", возглавляемой художником-диктатором Семеном Левиным. Всему миру понравиться невозможно. Зато создать и удерживать единый стиль на протяжении нескольких лет может только мастер. Это титанический труд. По собственному опыту я знаю, как непросто бороться с художниками, каждый из которых стремится привнести частицу своего таланта в общее дело. И, тем самым, это самое общее дело разрушает. В оформлении телеканала "НТВ" видны не только внешне грамотно исполненные "телеграфические" листы, но и внутренняя проработка оформления - ее модульность.
      С такого плацдарма, как графика "НТВ", мне проще разглядеть позиции иных студий. Что же видно на поле боя? В первую очередь марширующие по экранам штампы. Разнесенные по регионам, они, не мешают друг другу, так как не пересекаются. Но, собравшись в кучу на "Аниграфе", толкаются локтями.
      Как, по-вашему, можно решить оформление передачи "Творчество молодых кинематографистов"? Правильно! Надо пустить и так, и эдак по экрану кинопленку. Что и сделал Петр Супонев из Москвы. Ну, а если телекомпания "Альфа" из Сургута делает графику под названием "Со светлым праздником Пасхи"? То на экране, естественно, курица!
      Часто считается нормальным "слямзить" чужой стиль. Причем делают это те, кто обладает приличной командой аниматоров. Та же "Муха" из Уфы в "Говорят, что..." один в один в первой части своего ролика повторила "Пилотов". Правда, в конце сделала изящный переход к живому видео, и в целом работа получилась неплохая.
      Вообще-то, живые персонажи - редкое событие в оформлении телевизионного эфира. ГТРК "Кузбасс" (Кемерово) решилась на это в шапке программы "Любопытная Варвара", и получилось забавно. Все-таки работа с воображаемым предметом и непростой композитинг требуют усилий и неплохой команды исполнителей. Чего не хватило в ролике - чуть-чуть стеба. Зритель с первого кадра понимает прием, предложенный авторами, и многократное его повторение скучновато.
      Компьютерная графика фундаментального партийного стиля до сих пор удается нашим региональщикам. Заквасить что-то "а-ля съезд КПСС" - это еще в крови осталось. Воронежская ГТРК сваяла шапку телепрограммы "Воронежская областная дума" на века. Причем, изменяя первое слово в названии передачи, вполне можно сделать клише времен партийных передовиц.
      "Баргузин" "заморозил" холодным многослойным монтажом "Рекордные новости" MTV-Россия. Рекламное агентство RMC из Уфы дало "оживленный" CorelDraw в лишенном выдумки оформлении информационно-развлекательных программ "Салям" и "Лик".
      Стильных программ не так много. Только напротив названия шапки телеканала "Прайм-тайм" красноярского ТРК "Афонтово" у меня стоит пометка: "А что? Если все такое, то это стиль!" И другие работы этой компании сопроводило только одно слово - "стиль". Он может быть спорным, может быть безобразным, но он не может появиться без художника.
      Здесь хотелось бы коснуться технических аспектов творчества. Трехмерной графики в оформлении телевизионного эфира немного. Если она и используется, то, как правило, для создания простых персонажей, например в работах "Снеговики" на 1-м канале Армянского ТВ, "Прогноз погоды" (студия 3-ADA).
      Много сложного многослойного композитинга. В основном все применяют для этого Adobe Premiere и Adobe After Effects. Другие программы - Razor или Digital Fusion - встречаются не так часто. Используются обычно компьютеры "Пентиум" разных видов, но своей начинкой очень редко напоминающие графические станции. Поскольку на нашем телевидении отсутствует такой жанр, как news, то мы и не имеем примеров применения по назначению оборудования компании Quantel. Хотя, что может быть ближе ТВ по духу, чем news?
      Рассмотрим пример работы лондонской кабельной телекомпании Channel One. Штат - около двухсот человек, около тридцати журналистов-репортеров и круглосуточный эфир с выпуском новостей каждый час. Оформление эфира не может при таком режиме работы растягиваться на дни или, тем более, недели. Все решается тут же "у плиты". Самая обычная картина, когда до эфира остается несколько десятков минут и прямо в эфирной линейке два художника придают съедобный вид только что добытому материалу. Используются заготовки, что-то подрисовывается или слегка ретушируется и сразу же гонится "в кабель". «Ночное рандеву» (студия Magic, Москва)
      Обычно западные телекомпании не имеют своих студий компьютерной графики - это невыгодно. Но парочка-тройка художников под news всегда есть. Я спросил как-то у владельца "Официального телевидения Голливуда" Ларри Наймера, имеет ли он что-то из оборудования для трехмерной графики. Он долго напряженно вспоминал и потом сказал: "О, да! Simbolic-2000! Я его зачем-то купил у военных!" Но что на нем было сделано, он так и не вспомнил. Наши студии, наоборот, грешат купеческим стилем. Студия Magic из Москвы развернулась во всю ширь в своей работе "Ночное рандеву". Знай наших!
      Вообще-то, центральным каналам, вслед за "НТВ", стоило бы обзавестись продуманной упаковкой. Глядишь, тот же "ТВ Центр" перестал бы пугать народ мощными разворотами металлоконструкций.
      Разработку стиля, а затем изготовление основных элементов оформления - шапки передач, рубрики, перебивки и прочее - должны делать независимые и зарекомендовавшие себя студии компьютерной графики. Так принято работать во всем мире. Это выгодно и телекомпаниям, и самим студиям.

Анимация

      В этой корзинке было на что посмотреть. Как говорил Александр Галич, "на любые вкусы и колеры". Но главной особенностью этой части Фестиваля я  считаю растущее увлечение многих конкурсантов масштабными полотнами.
      В прежние годы только один автор, Андрей Денисенко из Владимира, позволял себе измеряемые минутами анимационные ролики. Словно прознав, что в этом году Андрей не поспевает со своей пушкинской работой к Фестивалю, его место попытались занять А.В.Суходуев из Перми и московская студия "Ин-Арт".
      А.В.Суходуев показал интересную элегию, основой которой стала метаморфоза (так и ролик называется) зубастой гусеницы, завершившаяся, как и положено, вылупливанием из кокона изящной бабочки. Анимация сделана классно, особенно меня поразили движения лапок сосископодобного насекомого. Ну, с четвероногим или шестиногим существом еще сладить можно, переставляя лапки. А у этой будущей бабочки лапок - три пары впереди и восемь сзади! И когда я увидел, что каждой пипочке-ножке придано своеобразное движение, я А.В.Суходуева зауважал. К мелким техническим недочетам отнесу дребезжащие текстуры, скучноватый однообразный пейзаж, полученный размножением одинаковых пучков зелени. На заднем плане, хотя и подернутом дымкой, из-за отсутствия blur, в мутной голубизне торчала конкретная трава.
      Второе многоминутное произведение москвичей из "Ин-Арт" - "Метель" оставляла впечатление, что художник постоянно сшибал себе локти и колени в узком технологическом коридоре. Творцу явно не хватало хорошей технической поддержки. Большим недочетом "Метели" считаю то, что без заведомого знания сюжета смысл анимации понять трудно. Это скорее иллюстрация, но не самостоятельное произведение. «Толдом» (Студия «Экипаж», Омск)
      Довольно часто анимационная работа в глазах увлеченных авторов становится великой уже самим фактом своего существования. Гордость за содеянное переполняет неокрепшие души и вселяет надежду на снисходительность. Видимо, на это рассчитывали в творческой студии "Экипаж" из Омска, представляя многосерийный ролик "Толдом". Ан нет! Технических грешков многовато будет! Пропуски кадров привели к подрыву изображения, и это бросается в глаза. Сама техника исполнения отдаленно напоминает лимитированную анимацию, которую делать вовсе не проще традиционной, как может показаться на первый взгляд. Там есть свои законы и тонкости, которые надо знать. Профессионализм аниматоров вызывает сомнения, а несовпадения плоскостей интерьеров и персонажей не свидетельствуют о метком глазе художника-постановщика.
      Три работы представили на Фестиваль аниматоры ВГИКа. По придумке на первом месте "Один" Ламии Караали. Лаконичность графических средств и высокая драматургия - почерк мастера. Рядом стоит "Работа" Рустама Юсупова. Однако меня удивило вот что. В конце 80-х гг. наши аниматоры получили невиданную в ту пору технику - компьютерный агрегат для чернового монтажа. И маэстро анимации Ефим Гамбург создал на той машине целый анимационный сериал по рассказам Михаила Жванецкого. Две указанные вгиковские работы тоже словно сошли с винчестеров того аппарата. Неужели во ВГИКе технологически ничего не изменилось?
      Третья анимационная работа ВГИКа принадлежит Марии Степановой и называется "Полюбите аниматора". Похвальное желание Марии повторить то, что мы уже видели в "Кролике Роджере", удалось не на все 100%. Прежде чем воспроизводить приемы из известного фильма, стоило бы просмотреть специально выпущенную кассету с двухчасовым рассказом о том, как выполнялись те или иные трюки. Стала бы понятнее технологическая сторона работы.
      Гвоздем данной номинации стала работа "Сыграем" студии "Бегемот" из Питера. Этот мультик и по исполнению, и по придумке, безусловно, относится к профессиональным работам. Точно выбраны техника исполнения, ритм и драматургия. Нарушая структуру обзора, сразу расскажу об одной крупной работе петербуржцев. В этом году короткометражка "Фараон", техническое исполнение которой принадлежит студии "Бегемот", взяла "Большого Золотого Медведя" на Берлинском кинофестивале. Это не просто забавная история, не просто комедия положений, в "Фараоне" мы видим тонкие стилистические приемы, опирающиеся на знание мифологии и миропонимания древних египтян. Интересны анимационные движения персонажей, вынужденных сохранять неестественные для живых людей развороты частей тела.
      Подводя черту под этой частью обзора, замечу, что было бы интересно в этой номинации иметь в качестве дополнения к представленным работам описания, на чем и как делались мультики. Порой трудно определить, где, в каком месте ролика применена компьютерная техника и программы.

Неигровое кино и экспериментальные работы

      "Бита" представила на конкурс неигровой ролик "Степь Украины", а Вадим Кошкин из Москвы - экспериментальный фильм "Страшный суд". Что и говорить, тема для Вадима характерная, в том же стиле у него получаются даже музыкальные клипы или мультимедийные CD.
      Донецкие ребята сделали добротный учебный фильм, без открытий и возвышенного полета фантазии, но и без явных ляпов. Присутствует легкая пелена самостийной напыщенности, однако к компьютерной графике данный нюанс отношения не имеет. Хорошая работа оператора напомнила мне красивые украинские фильмы тридцатилетней давности и дала надежду на существование преемственности высокой эстетики у наших братьев-славян.
      "Страшный суд" Кошкина - так и хочется написать без кавычек, вернее, перенести их правее, включив в название фамилию автора. Инсталляционный полет Вадима над бренными останками того, что мы называем смыслом жизни, к концу ролика пробуждает тоску. Скорее всего, из-за того, что развитие сюжета не идет вглубь, а описывает концентрические вращения на плоскости.
      Однако упражнения, занимающие неутомимых анимационных компьютерных инсталляторов второе десятилетие, говорят о том, что энтузиасты данного направления не перевелись как среди творцов, так и среди зрителей.

Игровое кино со спецэффектами

      Из четырех представленных работ к данной номинации имеет отношение одна-единственная. И принадлежит она все той же студии "Бегемот" из Питера. Те, кто смотрел фильм "Особенности национальной рыбалки", помнят эпизод, связанный с пуском ракеты с ракетного корабля, и тот план, когда изделие отечественной оборонки устремляется к цели. На самом деле, военные моряки поторопились с пуском ракеты, и она улетела на 16 минут раньше намеченного срока. Киношники, разумеется, не успели нажать на нужные кнопки, и, когда их птичка готова была вылететь из камеры, они попросили моряков повторить грандиозное зрелище, но услышали в ответ, что несколько минут назад в просторах океана растворился годовой лимит ракетных пусков. Повтора пришлось бы ждать до следующего года. Один из самых классных эпизодов фильма оказался под угрозой. И студия "Бегемот" спасла коллег.
      В представленной на "Аниграф" работе мы увидели не только результаты труда художников компьютерной графики, но также исходный материал и промежуточные этапы работы над ним.
      "Бегемот" одной из первых столкнулась с неведомой для тех, кто созидает только под видео, проблемой. При стыковке оригинального киноизображения с продукцией, создаваемой на "писюках", становится заметной разница картинок. Чтобы этого не происходило, следовало бы использовать от начала до конца формат Kodak Cineon, но такая роскошь доступна только специально оборудованным для работы с кинопленкой студиям. "Бегемот" нашла выход из положения и сейчас продолжает работать с киношниками. Им бы инвестора с миллионом долларов - ей-Богу, деньги не пропали бы!
      Три других ролика к кино не имеют никакого отношения. Бесконечно долгое новогоднее поздравление ТРК "Афонтово", может, и шло хорошо в трескучие сибирские морозы под водочку и огурчик, но в жару, которая окружает меня в момент написания этой статьи, красномордые Деды Морозы воспринимаются как издевательство. Единственное, что имеет отношение к компьютерной графике, - рир-проекция, которую наконец-то освоили красноярцы. С чем их и поздравляем!
      "Чердачок Фруттис" и "Поздравления А. М. Татарскому" явились стилистическим повторением уже виденных работ.  Все сделано крепко и с выдумкой, но если и на будущий год на экран "Аниграфа" ввалятся Братья Пилоты, то останется только пустить слезу, как пускают ее в цирке при виде дряхлого клоуна.
      Теперь я сделаю прыжок через одну номинацию, чтобы присовокупить к разговору об игровом кино со спецэффектами последнюю рубрику программы "Аниграфа" - "Восстановленные видеоматериалы".
      Называется восстановленный материал "Держи вора", представила его телекомпания "СКИП-Медиа" из Москвы. С первых кадров стало ясно, что никто ничего не восстанавливал. Из сохранившихся снимков собрали слайд-фильм, который должен был рассказать, как должен был выглядеть оригинал. Учебным материалом для студентов ВГИКа эта работа еще может послужить. Я же ожидал большего.
      Благородную цель восстановления киноматериалов ставила перед собой много лет тому назад студия при Фонде Ролана Быкова "Чистые пруды". Денег в это предприятие было вложено немерено. Результат нулевой. Ну, да ладно... Не будем бередить старые раны, а лучше поговорим о развлечениях и больших деньгах. Где, как не в работах, представленных в номинации "Музыкальные клипы", все это собралось воедино?

Музыкальные клипы

      Santa Graphics из Киева и "Бита" из Донецка со своими работами соответственно "Месяц" и "Свiтанок" расположились на кассете одна за другой. Я имею отношение к производству клипов, и чужие работы интересны мне не только с эстетической, но и технической точки зрения.
      В первой видна рука настоящего художника: сдержанное тональное решение картинки, точно подобранный набор спецэффектов. Может быть, недостаточный опыт работы с composer привел к нескольким не слишком удачным переходам, да оператор не избежал неоправданных ракурсов на крупных планах.
      Команда из Донецка продемонстрировала хороший монтаж. В моих пометках напротив названия "Свiтанок" стоит одна ремарка: "Обычная работа, которую должны уметь делать все".
      Основное наполнение номинации пришло из глубины России. Уфимская студия "Муха" печет клипы в невероятном количестве и со столь же невероятным разбросом качества. Вот где, по-моему, прослеживается зависимость художественных достоинств клипа от его бюджета. Видимо, поскупившиеся группы "Спектр Эйс" с "Девушкой по имени Л..." и "Балан LTD" с "Крылышками" получили неважнецкие образчики трехмерной графики и плохого рира. Зато присущий уфимцам высокий профессионализм аккуратного "вписывания" анимационных персонажей есть в "Жизни в разных плоскостях" (клип группы "Томас") и особенно в "Катится любовь" ("Иван Кайфа"), с приятными переходами и гармоничным сочетанием изобразительных элементов... А вот "Наивную" Филиппа Киркорова я смотрел с откровенной скукой из-за графических рефренов.
      Предлагаю в следующий раз "Мухе" дать спецприз под названием "Клиповый Рог Изобилия". Когда мне сказали, сколько клипов за год делает эта студия, я почему-то вспомнил анекдот про таблетки от жадности - их неплохо было бы принять и исполнителям, и заказчикам.
      Работу Вадима Кошкина "Шалый лай" я бы разделил на художественное решение, предложенное Вадимом, и на техническое исполнение. Как говорят в Одессе, "это две большие разницы". Тяга к инсталляциям и мрачным тональным решениям определила судьбу "Лая". И здесь Вадим, как художник, спел свою песню верно от начала до конца. Однако техническое исполнение и видеоряд, близкий по качеству к домашней технике съемки, оказалось откровенно слабым.
      В клипах существуют свои правила построения кадра. Например, такое: один кадр - одно движение. Пошла рука вверх - один кадр, вниз - уже другой. И смена картинок в четком синхроне со звуком. Бывают, конечно, исключения. Но они и просчитываются заранее именно как исключения. В "Шалом лае" обилие движений без смены планов воспринимается как мельтешение.
      Общее пожелание ко всем клипмейкерам. Приглядитесь к тем, кого снимаете, и заранее оцените их актерские возможности. Лучше вычеркнуть из сценария игровые эпизоды, чем заставлять плохо выученных людей совершать неуклюжие движения.
      При просмотре клипа "Б.С. Графикс"  "Покушение" мне стало дурно. Остатки вкуса кажется покинули эту компанию.

      На такой печальной ноте не хочется заканчивать обзор работ, представленных на Фестиваль. Хотя технически и художественно средненьких работ было с избытком, не все так грустно. Важна тенденция развития. А она такова. Компьютерная графика у большинства студий почти не отличается от того, что делается в Москве и Питере. Грамотное использование скудных аппаратно-программных ресурсов тем не менее дает достойные результаты.
      Прищуриваю глаза и предаюсь маниловским грезам. И кажется мне, что растут одна за другой студии компьютерной графики, текут потоки заказов и идут люди смотреть кино- и видеофильмы, где в титрах стоят имена, прописанные кириллицей. Не знаю, когда придет заветная пора, может быть, в самом начале следующего тысячелетия?
Владимир Соколов
В компьютерной графике с 1974 г. В настоящее время работает в компании "ПараГраф".
E-mail: Vsokolov@paragraph.ru, Sokolov@child.ru