stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Принтер для домашней фотостудии

Андрей Ряхин

      Счастливых обладателей цифрового фотоаппарата или видеокамеры рано или поздно посещает желание зафиксировать наиболее удачные кадры на листе бумаги. При этом по качеству бумажная копия не должна уступать оригиналу, иначе какой смысл в цифровой съемке? Короче, вам нужен принтер с фотографическим качеством.
      Сегодня цветным принтером никого не удивишь. Струйные модели столь доступны и многообразны, а их реклама столь назойлива и утонченна, что выбор "правильной" модели представляет сложную интеллектуальную задачу и порой ставит нас в трудное положение буриданова осла. Качество получаемых на них изображений весьма высокое и удовлетворяет 90% пользователей. Однако 10% недовольно отметят недостаточно тонкую и реалистичную передачу полутонов (особенно заметную при портретной съемке и насыщенных глубоких тенях) и плохую проработку мелких деталей. Более того, они укажут на "грязную" точечную структуру картинки, видимую не только под лупой, но и невооруженным глазом - на участках светлых тонов (близких к белому).
      Но куда деваться? Отпечаток cтруйного принтера состоит из разрозненных микроскопических точек, хоть и нанесенных на бумагу с очень высоким разрешением (до 1440 x 720). Все эти точки окрашены, однако набор базовых цветов примитивен. Как правило, это три базовых цвета CMY-представления: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Часто к ним добавляют еще и черный - для точной передачи темных тонов (и получают CMYK, где K - blacK). При этом видимое многообразие оттенков достигается "обманом" зрительной системы человека, воспринимающей некий средний цвет неразличимо малого участка. Это означает, что если в пределах малой области, не различаемой глазом, умещается определенное количество окрашенных точек, то человек не различит эти точки, а "увидит" новый цвет, соответствующий смешению базовых в количестве, пропорциональном числу точек в данной области.
      Недостатки такого подхода очевидны. Мало того что размер неразличаемого участка относителен и, в частности, зависит от расстояния до рассматриваемого отпечатка (например, сильно близорукий человек, уткнувшись носом в картинку, увидит только точки). Существеннее то, что для передачи 256 оттенков каждого базового цвета необходимо варьировать число (и положение) соответствующих точек в пределах матрицы (растра) 16 х 16, так что очевидной расплатой является снижение эффективного разрешения по крайней мере на порядок (не 1440 x 720, а 90 x 45). Кроме того, на фрагментах изображения с очень светлыми тонами требуемое число точек столь мало, что даже непредвзятый наблюдатель заметит, что они не образуют слитную картинку. Для борьбы с последним эффектом в современных струйных принтерах с декларируемым фотореалистическим качеством печати (например, Epson Stylus Photo 750 или Canon BJC-7000) к четырем базовым добавляют два дополнительных цвета: светло-голубой (light-cyan) и светло-пурпурный (light-magenta). Это действительно заметно повышает качество, но принципиально не решает проблему. Таким образом, из упомянутых 10% пользователей по крайней мере половина все равно останется неудовлетворенной.
      Для тех, кто во всем ищет совершенства, существует особый класс принтеров, действительно печатающих с фотокачеством, - термосублимационных. Их принцип несколько иной. Все те же три красителя (CMY) нанесены на специальную ленту - картридж. Печатающая головка в процессе печати разогревает краситель настолько, что он скачкообразно переходит из твердого состояния в газообразное (этот процесс и есть сублимация) и оседает на бумаге не в виде отдельных точек, а сплошным слоем. Печать осуществляется за три прохода (последовательно тремя участками ленты с различными красителями), при этом на бумаге происходит взаимопроникновение и реальное смешение красок, что обусловливает точную передачу всех 16 млн полутонов. Этот процесс занимает довольно много времени и требует использования только специально подготовленной бумаги, зато полученный глянцевый отпечаток с яркими живыми цветами искупает затраченные усилия. Полиграфисты отдают предпочтение именно таким устройствам, но до недавнего времени их широкое применение сдерживалось сравнительно высокой ценой. Впрочем, и сейчас цена качественного сублимационного принтера, позволяющего печатать в формате А4 с разрешением от 300 dpi, составляет не менее $2 тыс., а стоимость отпечатанной на нем страницы - около $3. Однако массовое распространение цифровой фототехники вызвало потребность в более дешевых устройствах, отвечающих запросам домашних энтузиастов. И, естественно, она была удовлетворена.
      Несколько лет назад появилось семейство принтеров, ограниченных размером отпечатка А6 и разрешением 140-200 dpi, что позволило снизить цену до более доступных $500-600 (в качестве примера можно вспомнить FotoFUN! от Fargo Electronics) и стоимость одного отпечатка - до $0,5. Первое из этих ограничений не очень обременительно. A6 (четверть стандартного листа А4), или 10 х 15 см, а это наиболее распространенный размер фотографий. К сожалению, при этом реальная область печати несколько меньше - около 8,5 x 11,3 см, что при разрешении в 144 dpi определяет эффективное число элементов изображения как всего 640 х х 480. Данное ограничение вполне отвечает возможностям видеокамер и соответствовало характеристикам первых цифровых фотоаппаратов. Но современные фотокамеры уже преодолели предел разрешения в 2 млн пикселей (см. "Цифровое видео", № 2'99). Поэтому дальнейшее развитие сублимационных принтеров в первую очередь пошло по пути увеличения разрешения - до 300 dpi.
      Вторым немаловажным фактором повышения их привлекательности стало расширение функциональных возможностей. Дело в том, что, учитывая узкую специализацию таких устройств (обычные тексты на них не попечатаешь), необходимо было расширить область применения. В результате современные фотопринтеры из периферийного оборудования, работающего только под управлением компьютера, превращаются в самостоятельные многоцелевые мультимедийные центры. Они оборудованы дополнительными слотами для карт памяти (это могут быть PCMCIA PC-карты, флэш-карты стандартов SmartMedia и CompactFlash или даже привычные 3,5-дюймовые дискеты), что позволяет, например, передавать изображения на печать с цифровых фотоаппаратов, минуя компьютер. Если же компьютер все же подсоединен (через параллельный LPT-порт), то в него можно загружать цифровые изображения, записанные на данной карте, т. е. использовать принтер как удаленное устройство чтения. Более того, многие принтеры сегодня могут самостоятельно формировать цифровые образы видеокадров, осуществляя их прямой захват с видеоисточников. Для этого они оснащаются видеовходами, причем не только аналоговыми (Composite, S-Video), но уже и цифровым iLink (IEEE 1394). К сожалению, при этом типичное разрешение захваченного кадра составляет 640 х 480, а при его печати обычно применяется режим пониженного разрешения в 144 dpi. Наконец, они могут иметь собственный телевизионный выход, позволяющий отображать загруженные кадры и/или развернутое меню по их обработке. Встроенные функции обработки пока не очень разнообразны. Это могут быть регулировка яркости/контрастности/цветности, вырезание фрагмента изображения (в пределах прямоугольной рамки), зеркальное отображение. Более интересны собственно функции печати: размещение на одном листе нескольких уменьшенных кадров (2/4/ 9/16), увеличенная печать фрагмента, впечатывание даты и наложение заданных титров (до 14 вариантов), использование одной из декоративных обрамляющих рамок (до 8 вариантов). Одним словом, такой принтер настолько самодостаточен, что может быть рекомендован к применению даже при отсутствии компьютера.
      Основные характеристики предлагаемых в настоящее время моделей от различных фирм представлены в таблице. К сожалению, ни одна из них в полном объеме не обладает всеми описанными свойствами, поэтому трудно выделить лидера: каждой модели присущи свои сильные черты. Тем не менее, можно дать осторожные рекомендации. Если вы в основном работаете с цифровыми фотоаппаратами, поддерживающими стандарт флэш-карт SmartMedia, стоит присмотреться к Olympus P-330E. При использовании PC-card и CompactFlash разумно остановиться на Panasonic NV-MPD7. Эта же модель интересна для владельцев аналоговых видеокамер, активно используемых в работе с ноутбуком. Если вы сторонник фотоаппаратов Mavica и считаете самым удобным носителем 3,5-дюймовую дискету, то безусловно находкой для вас станет Sony FVP-1. И, наконец, обладателей цифровых видеокамер (как DV-, так и Digital8-стандарта) наверняка привлечет новинка от JVC - принтер GV-DT3. Возможно, ни одна из этих моделей вас не удовлетворила. Тогда, видимо, стоит подождать новинок следующего года, ведь цифровая техника развивается как в сказке - не по дням, а по часам.
Андрей Ряхин
Автор более 100 печатных работ по цифровой обработке изображений.
Директор фирмы "Стоик".
Тел.: (095) 366-9006
www.stoik.ru
arstoik@aha.ru