stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Ави Хоффер

Реальное время - теперь все время

Edit 4.5
Discreet
Xpress 2.0 NT
Avid
ReelTime NITRO 2.5
Pinnacle Systems
Perception RT3DXi 3.0
DPS
Media 100 5.0.1 xr
Media 100
DVEDIT 1.5.1
Panasonic

Главная отличительная черта появившихся в нынешнем году систем нелинейного монтажа - стандартизация и совершенствование.
Сегодня в области NLE наблюдается в основном улучшение функций, а не просто погоня за лидером.
Результат - множество 2D- и 3D-эффектов реального времени, а также более элегантные программные интерфейсы.

Этот год

Тик-так-тик-так... Не догоняет ли это меня моя проблема 2000 года? Вот незаметно пришел и ушел еще один год. Следующий год - следующий ежегодный обзор систем нелинейного монтажа в журнале DV. Кто-то может решить, что ради этого не стоит даже поднимать голову от своей рабочей станции. Что еще можно сказать о нелинейном монтаже такого, что раньше не пережевывалось на этих страницах? Сколькими еще способами можно резать и склеивать один и тот же клип?
      Ну, начнем с того, что время теперь не то, каким оно было раньше. Это не мистическое утверждение философии дзен, а квантово-дурное ускорение в разработке продукции для видео.
      По скорости только технического обновления один год в области нелинейного цифрового видео равен пяти годам периода развития аналогового видео (или трем месяцам развития Интернета). Иными словами, здесь никакой Рип Ван Винкль не может себе позволить даже зевнуть перед светофором, не говоря уже о том, чтобы прикорнуть на заднем сиденье, если он хочет идти в ногу с прогрессом.
      В обзоре нынешнего года вместо чисто аппаратной мощности, бывшей главным критерием превосходства, мы увидим смещение акцентов в сторону совершенствования функциональных возможностей и системной интеграции. Это признак зрелости отрасли. Когда был построен первый автомобиль, завести мотор, не дать ему заглохнуть, остановить машину - все это было совсем не просто. По мере развития технологии и техники такие базовые функции, как надежное зажигание и хорошие тормоза, стали восприниматься как само собой разумеющиеся, и покупатель стал обращать основное внимание на детали. Не следует ли вам, сидя за своей рабочей станцией для обработки видео, чувствовать себя так же комфортно и уверенно, как за рулем автомобиля?

Реальное время теперь реально

      Появление элегантных деталей не означает, что индустрия цифрового видео отошла от своего обычного стиля броской репризы, завлекающего и подчиняющего людей. Новая религия этого года - Реальное Время [почти] Все Время (CG, 2D, 3D), и мы бросились оснащаться навороченными платами FX. Двухпотоковое видео с внушительной скоростью передачи данных - с компрессией менее 2:1 - теперь до той или иной степени является рутинной возможностью почти во всех системах данного обзора. Аппаратура DigiSuite фирмы Matrox даже поддерживает двухпотоковое (математически) некомпрессированное1 видео при цене компрессированного - на покорение этой технологической вершины потребовалось больше семи лет.
      Системы реального времени - кроме того, что они позволяют делать более привлекательные рекламные ролики -оказывают и более принципиальное влияние на процесс производства видео. Наконец-то такие простые задачи, как замена в последний момент бегущего списка исполнителей или накладки с логотипом, перестают быть головной болью. Одно за другим снимаются последние неудобные аппаратные ограничения систем NLE, и требующиеся возможности аккуратно воплощаются в базовом оборудовании. Для монтажной студии, зарабатывающей свой хлеб мелкими заказами, наличие эффектов реального времени означает, что монтажер и заказчик будут больше времени тратить на принятие монтажных решений и меньше - на наблюдение за тем, как ползет по экрану столбик индикатора рендеринга.

Под ключ!

      Другая тенденция, окрепшая в этом году, - стремление к созданию полностью интегрированных систем "под ключ" или, по крайней мере, типовых конфигураций полной монтажной системы с процессором, платами обработки сигнала, программным обеспечением и устройствами памяти. Это здорово облегчает жизнь дистрибьюторов и монтажеров-авантюристов, пытающихся собрать в одном ящике работающую систему из продукции разных производителей, которые не очень склонны помогать и норовят свалить ответственность друг на друга. Хотя именно таков был подход лидеров рынка - компаний Avid и D-Vision - к системе edit после перехода в собственность Discreet, а такие производители оборудования, как Pinnacle Systems и DPS, теперь следуют их примеру в комплектации и распространении своей продукции. Вместо бессистемного подхода к конфигурированию комплексов, характерного для фирмы Radio Shack, сейчас наблюдается стремление выпускать устоявшиеся, хорошо отработанные изделия при адекватной технической поддержке со стороны производителя. Одной из причин такой тенденции являются те сложности, которые возникли с выходом на сцену Windows NT в качестве жизнеспособной операционной системы для задач обработки цифрового видео.

Бум NT

      В старые времена (18 месяцев назад), когда Mac OS доминировала на рынке NLE, было несколько легче сходу сконфигурировать систему. Выбор был невелик: всего лишь несколько моделей процессора и небольшое число фирм, производящих периферию для Macintosh. Использование NT в качестве операционной системы потенциально открывает десятки разных способов сконфигурировать систему - не очень радостная перспектива для служб маркетинга и технической поддержки (а также обозревателей журналов), поэтому создание отлаженных вариантов конфигураций имеет очень большой смысл. Конечно, если вам нравится быть партизаном и хочется испытать новый дешевый несертифицированный дисковый массив, вас не занесут в черный список комитета палаты представителей по антиамериканской деятельности; но вы были предупреждены и действуете на свой страх и риск.
      Windows NT 4.0 (не забудьте инсталлировать таинственные микрософтовские "service packs", т. е. заплатки для исправления ошибок) обладает некоторыми присущими ей достоинствами, которых не имеет нынешняя система Mac OS. У нее более удобная авторская среда для разработки файлов помощи, двухкнопочная мышь, вторая кнопка которой обычно служит для вызова контекстно-зависимых всплывающих меню, а также эффективная многопотоковая обработка, так что монтажер может оставить рендеринг выполняться как фоновую задачу и заняться другими работами (если приложение написано так, что оно может использовать многопотоковость).

Изоляция входов

      В течение ряда лет среди разработчиков существовали различные мнения относительно важности коммутационного бокса для ввода и вывода компонентного сигнала. Инженеры знают, что изоляция внешних соединений от процессора снижает наводки и подавляет трудно прослеживаемые шумы платы, а маркетологи знают, что любой предмет, не являющийся программой, увеличивает себестоимость.
      Тем не менее, времена дешевых кабелей типа "лапша", свисающих с задней стороны видеоплаты, быстро уходят в прошлое (слышите, Panasonic?). Теперь, когда садовым сортам NLE требуется около полудюжины входов - от компонентного до S/PDIF и от FireWire до SDI, "изоляция входов" представляется неизбежной. В некоторых системах, например компаний Media 100, Matrox и Pinnacle, она реализуется в виде коммутационной панели, а в других (DPS, Avid) - в виде металлического бокса. Это еще один признак того, что производители серьезно относятся к своим системам и своим покупателям.

Новые функции

      Все сказанное свидетельствует о значительном прогрессе, но нельзя утверждать, что эти перемены были неожиданными. Более глубокие улучшения в нелинейных системах этого года меньше бросаются в глаза и заметны не сразу. По мере стабилизации и унификации программных интерфейсов NLE в системной архитектуре появляется ряд новых функций, связанных с монтажом и спецэффектами. Дизайнеры интерфейсов больше не ограничиваются такими проблемами, как и где поместить клипы и какой величины должны быть пиктограммы. Наконец-то они всерьез занялись задачей оптимального и эргономичного дизайна передовых инструментальных средств. Когда-то Avid Technology была практически единственной фирмой (помимо Lightworks), которая заботилась обо всем комплексе потребностей профессиональных монтажеров, но теперь и другие производители начали всерьез относиться к функциональным возможностям программного обеспечения и вопросам производительности труда. Трехточечный монтаж, регулировка проскальзывания и однодорожечные переходы - к счастью - становятся почти стандартными функциями в системах NLE.
      В ряде случаев ученики превосходят учителей в решении конкретных вопросов монтажа. Возьмем для примера такую функцию, как обнаружение рассинхронизации. Много лет почти никто, кроме Avid, не давал себе труда сообщать о том, что у вас произошла рассинхронизация звука и видео. Не то чтобы это было исключительно сложной программистской задачей - простое вычисление разности положений видео- и аудиоклипов могло бы дать смещение между ними во времени. На соответствующий вопрос представители компаний обычно отвечали так: "Ну, зачем вам могла бы понадобиться рассинхронизация?" и либо уверяли, что это трудно сделать, либо что ее нельзя точно отследить. В реальном же мире монтажеры любят творчески использовать звук и изображение. Только лишь потому, что звук и видео, возможно, были записаны вместе, они не обязательно должны вместе и использоваться. Вспомним - что такое нелинейный монтаж? Ошибки всегда возможны, и хорошо, когда компьютер вам помогает, сообщая о нестыковке по времени на тот случай, если вы решите что-то с этим сделать.
      В этом году обнаружение рассинхронизации стало популярной функцией, и некоторые талантливые программисты делают эту функцию еще полезнее. Даже бывший игрок низшей лиги Adobe Premiere, который терял синхронизацию, стоило вам только чихнуть, теперь обнаруживает это и автоматически восстанавливает синхронизацию с целым рядом интересных опций. Новичок DPS - Video Action - тоже имеет ряд оригинальных наработок по этой проблеме. Подобного рода мелкими деталями монтажеры будут тихо пользоваться каждый день, пока не экспортируют последний умирающий монтажный лист, и о них вы, скорее всего, не услышите в броских демонстрашках. Такие функции - признаки заботы об удобстве пользователя, улучшения и обновления, характерные для более совершенного поколения изделий. Я хочу сказать, ведь на самом деле вы предпочли бы ездить на "бьюике"? Ну, вы понимаете, что я хочу сказать. При агрессивной ценовой политике скоро все будут водить самую лучшую монтажную машину, выкинув в канаву однопотоковые драндулеты.
      Возможно, вы заметили, что мир NLE уже не так прост, как раньше. Если прежде он четко делился на программы, платы ввода и пару законченных систем, то теперь мы видим борьбу между производителями программных и аппаратных средств, работающих только с определенным оборудованием и предлагаемых только в определенных комплектах. Подробнее о том, как не заблудиться в этом запутанном мире, рассказано в статье "Системы нелинейного монтажа. Руководство покупателя" ("ЦВ", №4'99). В настоящем обзоре я описываю и традиционные законченные системы NLE, такие, как Media 100 и Avid, и программные NLE, требующие для своего функционирования определенного оборудования, такие, как edit фирмы Discreet, Premiere RT фирмы Adobe, DVEDIT фирмы Panasonic и Video Action фирмы DPS.

Системы

Discreet edit 4.5 с Matrox DigiSuite [Win NT]
Discreet

Требования к системе: 400-МГц рабочая станция Intergraph Z с Windows NT или аналогичная ей; ОЗУ 128 Мбайт; дисковая подсистема wide drive.
Pinnacle Systems: Вариант 1: TARGA 2000 DTX, RTX, SDX; Вариант 2: TARGA 2000 DTX, RTX, SDX, TARGA 2000 RTX3D, SDX3D.
Matrox: Вариант 1: DigiSuite LE; Вариант 2: DigiSuite.
Резюме: Фирма Discreet, славящаяся своими интерфейсами, продолжает совершенствовать свою систему. Появляются все новые функции, а теперь в варианте с Matrox DigiSuite стала возможна работа с некомпрессированным двухпотоковым видео без потерь. Если вам хочется точно контролировать спецэффекты, то вы оцените и развитую систему ключевых кадров.

Звездочки

      Звездочка, используемая фирмой в рекламе и на упаковках, означает или *ранее от D-Vision, или, возможно, *теперь дочерняя компания Autodesk, а может быть, даже *батареями не комплектуется. Как бы там ни было, обращайте внимание не на звездочку, а на слова при ней, и перейдем прямо к делу - эта система позволяет создавать по-настоящему серьезное видео. Наблюдать, как этот программный NLE превращается из гадкого, неуклюжего утенка в грациозного, мощного лебедя, - это прекрасно. Поймите меня правильно: новый интерфейс, созданный фирмой Discreet, очень привлекателен, но еще привлекательнее мощное оборудование и восхитительный набор функций, выложенный перед вами так, что до любой из них можно добраться без лишней возни.
      Систему можно настроить на комплект плат, принадлежащий к одному из двух семейств: Matrox (LE или DigiSuite) и Pinnacle Systems (ранее называвшиеся Truevision TARGA 2000 DTX, RTX, SDX, RTX3D и SDX3D). Рекомендованными компьютерами для всех конфигураций системы edit являются рабочая станция ZPro фирмы Intergraph и GT1 Intellistation фирмы IBM. У программы множество мелких, но приятных особенностей, например: числовая обрезка начала и конца, спаренный режим источник/запись (ностальгически именуемый "D-Vision Pro-Style Editing"), числовые и графические функции пропуска/проскальзывания, четырехточечный монтаж с автозаполнением, именование и repatching дорожек. В комплект предусмотрительно включена клавиатура, размеченная монтажными командами (хотя почему-то обычные команды операционной системы, такие, как ctrl-Z, привязаны к другим функциям), а правая кнопка мыши вызывает зависящие от режима функции и меню.
      Edit 4.5 содержит много улучшений, направленных на повышение производительности труда, в том числе возможность оцифровки видео и звука непосредственно на тайм-линию (что особенно удобно для черновых дорожек с наложенной речью), разбивка материала на субклипы по нажатию одной кнопки, возможность замены входного материала в один прием, а также развитый (неограниченный) список откатов. Опция синхронизации с черным - хороший способ преодоления проблемы рассинхронизации аудиоэффектов после независимой работы с видео (хотя было бы лучше, если бы эту опцию можно было легко отключать). Приятным наследством, оставшимся от времен D-Vision, является мощный модуль импорта/экспорта монтажных листов, поддерживающий 14 разных форматов.

Скорость

      Edit 4.5 работает быстрее, чем 4.0. Благодаря хорошей организации базы данных о ресурсах нужные клипы отыскиваются эффективнее, поэтому программа открывается, закрывается и выполняет поиск достаточно быстро. Вероятно, Discreet переработала программу управления базой данных, так как для многопотокового рендеринга теперь есть совершенно независимые потоки. Таким образом, во время рендеринга какого-нибудь пользовательского эффекта вы можете просматривать материалы или делать титры. Однако при двух потоках некомпрессированного видео (в варианте с Matrox DigiSuite) вам, может быть, ждать вообще не придется. Edit поддерживает либо до двух потоков некомпрессированного видео с некомпрессированной графической дорожкой, или же два потока видео в реальном времени при 235 Кбайт/кадр и два потока некомпрессированной динамической графики в реальном времени. Каждый слой графики может иметь собственные настройки по цвету, ключевым кадрам, положению и масштабу, при этом обеспечиваются однодорожечные переходы в реальном времени. Отдельная дорожка DVE отвечает за длительные эффекты реального времени, действующие в пределах одного или нескольких клипов. Для эффективного использования этого множества потоков видео и графики (в общей сложности до 99 видеодорожек) edit имеет развитый редактор канала ключевых кадров, который отображает функциональные кривые для точной их настройки. К сожалению, хотя вся математика вроде бы есть, но эффекты движения нельзя задавать ключевыми кадрами, как это делается в высококлассных системах композитинга фирмы Discreet.

Звук

      Я проявил бы небрежность, если бы не упомянул о 48 дорожках звука в реальном времени с автоматическим микшированием с помощью "бегунка-регулятора громкости". Прочтите эту фразу еще раз - у большинства систем в этом ценовом диапазоне вы увидите только восемь стереопар, и то если повезет. Их можно прослушивать, микшировать и монтировать, причем для этого не нужно выполнять столько лишних операций, как в старых версиях. С более быстродействующей аппаратурой вы сможете иметь еще больше звука в реальном времени (edit поддерживает в общей сложности до 500 звуковых дорожек на тот случай, если вам понадобится озвучить новый сериал про звездные войны).
      В сочетании с некомпрессированным видео, которое обеспечивает вариант с Matrox DigiSuite, edit 4.5 - мощный инструмент для изготовления очень красивых картин. Система "под ключ", которую мы тестировали, стоит меньше $35 тыс. Есть и ряд шероховатостей: отсутствует audio scrub в аналоговом стиле; нет функции связывания или группировки клипов2; не допускается произвольное перемещение по входному клипу (его можно только приостанавливать)2; невозможна свободная обрезка (обрезка в произвольных точках на разных дорожках - допускаются только прямые обрезки)2. Есть ряд недосмотров - атрибуты и сетку ключевых кадров можно было бы встроить в программу гораздо изящнее, а также кое-чего не хватает (например, встроенного звукового инструментария)3, но чувствуется, что Discreet очень старалась сделать так, чтобы звездочка в названии "edit*" означала мировой класс.


Xpress 2.0 NT Elite
Avid Technology

Требования к системе: IBM Intellistation или эквивалент; 192 Мбайт ОЗУ; комплект плат Avid Meridien; iS Plus MediaDrives.
Резюме: Фирменное имя компании Avid - патриарха цифрового видео - остается весьма привлекательным; компании есть что предложить самым взыскательным клиентам в области функциональных возможностей, обновления и технической поддержки. NT-версия системы Xpress наконец готова к выходу в эфир и совместима с другими монтажными программами Avid. Однако уровень конкуренции в этом году очень высок, так что данная система уже не может считаться непобедимым чемпионом в средней весовой категории.

Наконец под NT

      Все мы знаем, что Avid Technology, несмотря на некоторые ошибочные решения, уже имеет в области монтажа стратегию мирового класса. Очень многие из принятых норм нелинейного монтажа, а также немалая часть уличного жаргона, пришли из Тьюксбери Тауэрс. Важной новостью этого года является то, что фирма наконец серьезно освоила NT. В прошлом версии программы Xpress для Macintosh функционально намного превосходили свои остановившиеся в росте NT-аналоги, которые даже не воспринимались как продукты Avid. С выпуском версии Xpress 2.0 NT все эти различия были успешно устранены - теперь переход между платформами полностью прозрачен для монтажера. Учитывая то, что очень многие монтажеры уже имеют опыт работы с Avid на платформе Mac, такая безупречная унификация интерфейсов критически важна для успеха данного изделия.
      Еще одна приятная новость: теперь Xpress уже не выглядит как урезанная версия более дорогой системы Media Composer. Тщательно спроектированный, SDI-совместимый (SMPTE 259-M) коммутационный бокс, стандартное   48-килогерцевое аудио (с цифровыми стыками S/PDIF и AES/EBU), а также многие из тех монтажных инструментов, которые прославили семейство Media Composer, теперь встроены и в системы Xpress. В свою очередь, семейство Media Composer после выхода версий 7.x тоже стало мощнее благодаря улучшенным средствам композитинга. Как и раньше, режим многодорожечной обрезки "прижимным роликом" остается одним из самых удачных в отрасли монтажных инструментов (но в Xpress при этом используется весьма изящный двухпанельный интерфейс, что несколько снижает эффективность).

Работа с данными

      В таких областях, как организация контейнеров, отображение монтажных данных и управление материалами, Avid определенно остается впереди своих конкурентов, но разрыв постепенно сокращается.
      Объем информации о клипах громаден, количество определяемых пользователем полей неограничено, а форма отображения данных настраивается в очень широких пределах. Avid исходит из следующего принципа: настроив свой проект и систему Xpress так, как считаете наиболее удобным (можно настраивать даже цвета дорожек тайм-линии), вы сможете быстро вспомнить все эти детали, даже если ваш ассистент залез в систему и что-то там изменил, пока вы обедали. Поэтому есть настройки проекта, настройки пользователя и даже настройки рабочего места - на тот случай, если к определенным компьютерам подключено разное внешнее оборудование.

Маленькие радости

      Есть также ряд типичных для Avid мелких деталей, которые в Xpress 2.0 NT все-таки воспроизведены еще не полностью. Это, например, возможность аннотации пользовательских отметок - чтобы легко можно было вспомнить, зачем, собственно говоря, вы отмечали это место. Или легко переключаемые индикаторы времени, чтобы можно было видеть счетчики кадров тогда, когда нужно, а не вычислять тайм-код в уме. Или окно записей с многократной загрузкой, позволяющее легко переключаться с одной последовательности на другую. Такого рода приятные мелочи можно встретить только у компании, работающей в этой области так же давно, как Avid.

Отдельные недостатки

      Для нынешнего рынка, помешанного на эффектах, титровальный модуль и интерфейс спецэффектов в системе Xpress слабоваты. Встроенные эффекты более скудные, чем во многих менее дорогих системах, и хотя компания провела большую работу по привлечению сторонних разработчиков подключаемых модулей для своих систем, доступ к таким модулям мог бы быть удобнее. Например, для трехмерных эффектов Xpress использует плату реального времени Genie фирмы Pinnacle - ту же самую, которая применяется и в ряде других систем (Avid только берет дороже), но доступ к управляющим параметрам этой платы неудобен и неполон. Режим Effects, впервые задуманный несколько лет назад, тогда мог казаться весьма "дружественным к монтажеру", но в те времена системы Avid применялись в основном для оффлайновой работы. Поскольку Xpress при компрессии 2:1 можно использовать как финишную систему, актуальным становится более мощный интерфейс эффектов.
      Система Xpress имеет ставший уже почти стандартным восьмидорожечный звук реального времени с регулировкой усиления также в реальном времени, микшер в стиле "резиновой ленты" и трехдиапазонный эквалайзер. Есть возможность управления от внешних звуковых устройств, что позволяет внешним MIDI-устройствам, например FaderMaster Pro фирмы JL Cooper, управлять микшером системы Xpress, обеспечивая более естественный для пользователя способ микширования. Все эти звуковые функции, безусловно, реализованы солидно, но вызывает удивление, почему компания, несколько лет владевшая фирмой Digidesign (один из лидеров в области цифрового аудио), не использовала в своем семействе изделий больше ее наработок. В ее распоряжении имеется Audiosuite - комплект отдельных подключаемых модулей фирмы Digidesign - но в настоящее время они не совместимы с NT-версией Xpress. Avid объявила на NAB'99, что версия 3.0 будет поддерживать модули Digidesign, а также ввод/вывод восьмиканального звука и восемь дорожек видео.

Неважный маркетинг

      Любой анализ функциональности систем Avid в конце концов приводит к более философским вопросам о маркетинговой стратегии Avid: сначала продать "марку", а потом инструменты, притом обычно по одному. В результате многие владельцы систем Avid вынуждены разрываться между любимым интерфейсом и неподъемным процессом модернизации. Например, в комплектации Deluxe системы Xpress (которая "на ступеньку ниже") количество ключевых кадров в эффектах ограничено четырьмя. Может ли кто-нибудь мне объяснить, почему многие захотят купить финишную систему, позволяющую использовать для эффектов только четыре ключевых кадра? Конечно, еще за $15 тыс. вы всегда можете довести ее до комплектации Elite, которая поддерживает реальное время. Я должен верить, что Avid будет и дальше адаптироваться к новым рыночным условиям. Слишком уж много компаний, предлагающих полнофункциональные системы для работы с видео и не так боящихся отдать больше, чем надо. Семейство Xpress уже сейчас лучше, чем год назад. Xpress - отличный продукт, но для того, чтобы продолжать лидировать в данном сегменте рынка, ему нужно стать еще лучше.

ReelTime NITRO 2.5 (с программой  Premiere RT 5.1) [Win NT]
Pinnacle Systems

Требования к системе: Pentium II 300 МГц или выше; 256 Мбайт ОЗУ; дисковый массив wide SCSI.
Резюме: Pinnacle пошла вверх, предложив эту комбинацию своего комплекта плат с новой улучшенной версией Adobe Premiere 5.1. В категории недорогих систем нам больше других понравилась эта двухпотоковая 3D-система, в которой жертвы по качеству и функциональности не столь велики, как можно было ожидать. Приятный подарок - она комплектуется отличной титровальной программой TitleDeko.

Король плат

      Тот, кто имеет дело с 3D-эффектами реального времени, обязательно скоро набредет на какой-нибудь эффект от Pinnacle Systems - скажем, переворачивание страниц или водяные капли. Pinnacle - один из столпов в области видеоэффектов. А после приобретения изделий компаний miro, Truevision и CG Deko фирма Pinnacle Systems выходит на новый уровень. Грубо говоря, это значит, что Pinnacle Systems может продать вам практически все аппаратные "потроха" системы Avid Xpress за гораздо меньшую цену (особенно 3D-платы). Конечно, при этом вы не получаете программного обеспечения Avid - вместо него вы получите Adobe Premiere RT 5.1.

PROmiere

      Ладно, профессиональные монтажеры могут уже перестать смеяться. Я вас не виню - я тоже много раз сталкивался с монтажными системами, выдаваемыми за профессиональные, а потом обнаруживал в них старый добрый Adobe Premiere, пыхтящий над рендерингом, как черепаха, в компьютере Indy 500. Однако после выпуска версий 5.x мы увидели, что Adobe на самом деле вернулась в школу и выучилась монтажу. Конечно, есть еще целый ряд замечаний, но нельзя так уж сильно ворчать по поводу продукта стоимостью меньше тысячи долларов, который может так много. В этом ценовом диапазоне сегодня у Premiere нет конкурентов (за исключением, может быть, Final Cut компании Apple; но этой программы во время тестирования в нашем распоряжении не было).
      Premiere работает быстрее, делает рендеринг скорее и имеет множество различных функций профессионального уровня. Фирма Adobe заимствовала у Avid многие метафоры: окно источника теперь может содержать несколько клипов, можно загружать несколько клипов и выполнять ripple cuts, rolling edits, slip/slide, gang picture, а также регулировать скорость клипов на тайм-линии. Не новой, но исключительно полезной возможностью является извлечение тайм-кодов путем распознавания символов. Эта оригинальная для Premiere, но редко упоминаемая функция позволяет автоматически создавать дорожку тайм-кодов из записи VHS, проигрываемой в окне. Мне больше всего нравятся те функции, где Premiere заходит слишком далеко и дает вам больше пользовательских настроек, чем вы в состоянии использовать. Например, вместо того, чтобы выбросить устаревшие выпадающие окна Source и перейти к универсальному окну Source, Premiere предлагает на выбор оба варианта - нечто подобное, насколько мне известно, есть еще только в Avid Media Composer. Таким образом, вы можете либо быстро переключаться от одного материала к другому в окне источника, либо разместить разные материалы в разных местах экрана и сравнивать их "бок о бок". Окно обрезки предоставляет пользователю множество различных способов отображения входных и выходных материалов и смещений кадров - но я предпочитаю, чтобы информации было слишком много, чем слишком мало.
      Основные замечания касаются журнального модуля, который занимает очень много места на экране и не показывает процесс работы достаточно наглядно. Автоматическое присвоение имен клипам не докладывает о себе до тех пор, пока материал не оцифрован, нельзя постфактум корректировать информацию тайм-кодов, в клип нельзя включать индивидуальные настройки по компрессии и дорожкам, а осциллограф-вектороскоп, который был в версии 4.2, исчез. Модуль Project Trimmer, связывающий используемые материалы (и применяемый для экономии дискового пространства), полезен, но все равно приходится вручную убирать множество ненужных временных файлов, потому что нет хорошего инструмента для отслеживания материалов. Одним из самых серьезных недостатков является то, что, как и раньше, в одном проекте нельзя открывать несколько тайм-линий; правда, существует возможность, по крайней мере, импортировать второй проект Premiere в главный проект.

Волнующие эффекты

      Когда читаешь руководства пользователя и описания продукции Pinnacle Systems, возникает впечатление, что единственное, для чего тебе когда-либо может понадобиться оцифровать два видеоклипа, - это для того, чтобы соединить их вытеснением шторкой в реальном времени. Несмотря на столь радикальную теорию монтажа, если отнестись спокойно к едва сдерживаемому рвению Pinnacle Systems в области эффектов, то мы увидим, что семейство плат ReelTime очень хорошо оснащено (более 300 двумерных эффектов в ReelTime Magic и свыше 400 трехмерных переходов в ReelTime NITRO), причем базовые переходы легко доступны и легко выполняются. Фабрика эффектов NITRO DVE, которая входит в комплект поставки NITRO Magic, - автономная программа, обеспечивающая доступ ко всем параметрам. Пользователь может создавать собственные файлы переходов, которые можно подключать в меню систем ReelTime и NITRO Magic. Хотя интеграция несколько неуклюжа, генератор эффектов можно использовать самым творческим образом. Если вы в самом деле используете все эти эффекты, то вы, должно быть, либо художник по демонстрациям, либо продюсер передач кабельного телевидения.
      Более важным с точки зрения повседневных задач является подключаемый модуль TitleDeko, который Pinnacle Systems создала в качестве противоядия от неполноценного титровального модуля в Premiere. Он обладает большинством важнейших функций автономных продуктов Deko CG для монтажных задач. С простым интерфейсом, режимом WYSIWYG, с десятками готовых профессиональных стилей TitleDeko представляет собой хорошо сработанный знакогенератор - вполне возможно, лучшую из всех титровальных программ для видео, с которыми мы сталкивались. В нем есть все типы трехмерных стилей с настраиваемыми параметрами (тиснения, свечения, смазы, чеканки, текстуры, неоны, металлизации, искажения), так что вам больше не придется ограничивать себя скудным украшением текста в виде ложной фаски. А самое лучшее - он нигде не становится настолько сложен, что начинает казаться - вы изучаете новую программу (как это происходит с более распространенным изделием CG Inscriber, которым комплектуются Avid Xpress, Discreet edit и DPS Perception). Мне бы только хотелось, чтобы TitleDeko мог читать видеокадр с тайм-линии, это помогло бы при создании накладок. TitleDeko можно приобрести и как отдельный подключаемый модуль для Premiere, но его функции реального времени, такие, как rolls и crawls, работают только при установленной плате NITRO.

Законный продукт

      Хотя было бы легко объяснить появление продукта ReelTime фирмы Pinnacle Systems просто ее стремлением продать больше плат, я не могу этого сделать и должен выразить свое одобрение этой разработке, особенно в связи с планируемой поддержкой Speed Razor фирмы in:sync. Улучшенный Premiere (это еще не ответ, но точно уже больше не проблема) в сочетании с высококачественными платами Pinnacle Systems образует весьма мощную настольную систему при очень умеренной цене. Если бы только разработчики еще спрятали окно аппаратных настроек Pinnacle Systems, которое постоянно висит на экране подобно рекламному Web-баннеру. По своим функциональным возможностям эта система превосходит те, которые всего два года назад предлагались по ценам от $80 тыс. до $100 тыс., а стоит в четыре с лишним раза дешевле. Если у вас уже взято в долгосрочную аренду более старое оборудование, это может привести вас в ярость; но если вы подбираете себе оборудование сейчас и готовы мириться с рядом еще оставшихся недочетов Premiere, то данная система может осчастливить и вас, и вашего бухгалтера.

Perception RT3DXi 3.0 (Win NT)
DPS

Требования к системе для комплекта плат RT3DX: минимум 166 МГц; 64 Мбайт ОЗУ; графика SVGA; дисководы Fast/Wide AV SCSI.
Тестируемая система «под ключ» RT3DХi: Pentium II 450 МГц; 128 Мбайт ОЗУ; два 9-гигабайтных жестких диска Cheetah.
Резюме: Сочетание отличного комплекта плат и дешевого монтажного ПО стоимостью $495 делает оценку системы DPS Perception неоднозначной. Однако благодаря уникальной виртуальной файловой системе и модулям спецэффектов она может оказаться лучшим выбором для относительно несложного монтажа при больших объемах анимации. К тому же она стоит дешевле и имеет несколько лучшее графическое разрешение, чем изделие фирмы Pinnacle4.

Очень восприимчивая

      В прошлом фирма DPS приобрела широкую известность среди аниматоров благодаря ее семейству изделий PVR, которые сделали функциональную запись цифровых дисков доступной для любой "гаражной" студии в мире. Приобретя пару лет назад фирму Star Media, DPS соединила ее опыт управления файлами на разных дисках со своей монтажной программой Video Action и создала законченную систему NLE с очень умеренной ценой.
      Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с системой, - это то, что, несмотря на завлекательную цену, разработчики очень серьезно относятся к своему оборудованию.
      В большом коммутационном боксе предусмотрено много разных интерфейсов ввода/вывода, включая факультативные SDI и FireWire (SDI стоит $1000). Но, как ни странно, нет ввода/вывода цифрового звука5. В плате эффектов применяется 12-битовая обработка трехмерных данных (тогда как в системе Genie фирмы Pinnacle - только 10-битовая с 8-битовыми полутоновыми вытеснениями), а встроенный заказной контроллер SCSI и распределение данных по разным дискам позволяют получать жирную буржуазную пропускную способность с тощими пролетарскими дисководами.

Горсть кадров

      Управление файлами - это не то, о чем каждый покупатель системы NLE думает в первую очередь, но это вещь, о которую, как об крапиву, можно рано или поздно обжечься в любом проекте. "Виртуальная файловая система" фирмы DPS превращает ваше дисковое хранилище материалов в "магазин кадров", откуда любой материал можно вытащить с помощью мыши. Вы можете просматривать видеокадры - виртуально - в полудюжине разных графических форматов (BMP, TGA, SGI, TIFF и т. д.), импортировать и экспортировать кадры между приложениями, которые видят и читают последовательности изображений, без физического копирования файлов. Когда вы записываете последовательность кадров в дисковое хранилище материалов, они прозрачно конвертируются в медиа-файлы формата PVD и виртуально отображаются в других форматах. Эта гибкая система файловых форматов устраняет необходимость работать с несколькими копиями файлов - подарок судьбы в работе по анимации и ротоскопированию, особенно на сети.

В действии

      Монтажная программа Video Action на первый взгляд представляется улучшенной версией Premiere 4.2, что год или два назад было основанием для положительной рекомендации, а сегодня скорее рассматривается как пятно на репутации. Многие из современных функций, связанных с тайм-линией, которые упоминаются при описании других систем, здесь либо реализуются сложнее, либо вовсе отсутствуют. Похоже, что разработчики добились того, чтобы программа работала на разных платах DPS и не особенно стремились к улучшению базовых функций Video Action или расширению их состава.
      При знакомстве с Video Action бросаются в глаза две вещи. Первая - простота использования. Здесь нет множества сложных процедур, которые нужно осваивать. При перекрытии дорожек A/B автоматически создается заданный по умолчанию переход. Можно установить сразу несколько меток-локаторов, по которым затем программа разрежет длинный клип на несколько субклипов. Режим обрезки с двумя мониторами как таковой отсутствует, но вы можете подключить второй монитор NTSC к выходу PREVIEW/KEY коммутационного бокса и использовать при обрезке два полноэкранных видеомонитора NTSC.

Все эффекты

      Имеются сотни выполняемых в реальном времени 2D- и 3D-переходов с прямым доступом пользователя ко всем параметрам платы генератора эффектов. При желании можно сделать, чтобы два клипа, подвергаемые цветокоррекции и воспроизводимые с заданными скоростями, переходили один в другой через любое вытеснение или переход другого типа, со следами и тенями, и в это же время проигрывались два графических материала - один в качестве ролика, а второй как неподвижное изображение. Есть также тысяча готовых для рендеринга переходов (загружаемых с CD). "Мастер переходов" помогает настроить эффекты желаемым образом, даже с использованием анимированной последовательности в качестве переменной маски или даже с фильтрацией части площади кадра при защите маской. Механизм ключевых кадров хорошо развит, однако взаимоотношения по ключевым кадрам между разными свойствами увидеть нельзя. Фильтр с динамическими свойствами может содержать до 100 отдельных ключевых кадров.
      Кроме всех этих переходов и фильтров, в комплекс спецэффектов Video Action входит модуль Video Screen Animation (VSA) с 2D- и 3D-режимами. Этот модуль обладает многими из ныне вездесущих функций Boris Effects, а также некоторыми из Transjammer от Avid, но он проще в использовании и имеет ряд привлекательных возможностей, например морфинг вдоль полностью настраиваемой траектории движения. Развитое меню VSA даже показывает параметры гравитации для выбранной траектории. Кстати, владельцы Adobe Premiere, страдающие синдромом эффектодефицита, могут приобрести этот впечатляющий генератор эффектов в виде отдельного подключаемого модуля под названием Power Surge for Premiere ($249). Он поставляется с тысячью готовых настроек в API с интерфейсом в стиле Adobe Premiere.

Окончательная реакция

      Достоинствами системы Perception RT3DX фирмы DPS являются хороший комплект плат и умная организация файлов, но ее монтажные функции нуждаются в дальнейшем развитии. Отсутствуют и встроенные звуковые инструменты, хотя DPS в качестве утешения включила в комплект системы Sound Forge - автономную программу монтажа звука. Однако, если вы занимаетесь главным образом анимацией с типовыми монтажными работами, Perception может стать системой вашей мечты, как только вы уясните для себя, нужна ли вам опция 3D. Монтажерам с традиционной закалкой рекомендуется поискать в другом месте; но учтите, что из всех систем данного обзора эта предлагает наилучшее разрешение видео при самой дешевой цене6, что само по себе может оказаться достаточным, чтобы рекомендовать вам RT3DX.

Media 100 5.0.1 xr [Mac]
Media 100

Требования к системе: Macintosh 9600 G3; 128 Мбайт ОЗУ; дисковый массив wide SCSI.
Резюме: Компания Media 100 глубоко укоренилась на рынке, и тому есть основательная причина. Ее система дает видео высокого качества, удобна в использовании и имеет разумную цену. Однако фирма не спешила с обновлением и рискует отстать. Тем не менее, это отличный выбор для тех, кто хочет иметь гладкий интерфейс со всеми присущими Mac возможностями в области совместимости файловых форматов (включая встроенные эффекты QuickTime).

Media 101

      Когда-то жалкий попутчик Avid, фирма Media 100, благодаря отважной ценовой политике, смогла продать много плат, и ее система стала, очень похоже, второй по степени распространенности системой NLE в западном полушарии (я пока откладываю Premiere в отдельную категорию чисто программных систем). Ее удобство в работе оценили высоко, и она стала чем-то вроде монтажной системы "для всех". Более того, одноплатный модуль обработки видео Vincent был выдающимся техническим достижением в момент его появления несколько лет назад. Однако гипердарвинистский рынок видео обошел Media 100 на многих фронтах, и теперь идет игра в догонялки.

Хорошие вещи

      Многое из того, что Media 100 сделала с самого начала, было очень практичным и легко осваивалось новичками. Мне всегда нравилась интуитивная функция синхронизации/десинхронизации для группировки клипов друг с другом. Она очень наглядна (хотя еще лучше была бы возможность кодировать отдельные группы цветом). И эквалайзер удобнее, чем у Avid. Еще одна хорошо выполненная деталь - отметка "синхронизовать здесь", которая позволяет точно задавать моменты синхронизируемых событий. Даже самые элементарные функции, такие, как "заполнить пробел", "выбрать начиная с этого места" и "выбрать до этого места", работают так же, как и мой бедный мозг, и используют только одну калорию - одно нажатие клавиши. Мне нравятся даже неясные детали, как, например, реализация управления декой DQ-Timecoder. Это управление кажется более чувствительным, чем программа-контроллер RS-422 Pro VTR фирмы Pipeline Digital. Однако сейчас конкуренция жестче, поэтому возникает и больше претензий.

Претензии

      Начну с очевидных недочетов, которыми система страдала всегда. Во-первых, имеются только две видеодорожки. Я никогда не был приверженцем стиля A/B checkerboard; но даже Avid, которая, если бы могла, выставляла бы вам счет за каждый запуск программы7, не пожадничала и в своей базовой NT-системе предоставила пользователю целых четыре дорожки плюс вложенность. Если вы каким-то образом справитесь с этим ограничением, все равно нарветесь на другую головную боль: микроскопическое окно однопотокового монтажа, с которым почти невозможно работать, и два карликовых окна обрезки. Далее, если пойти на тайм-линию для настройки чего-нибудь, то вы теряете исходный клип, загруженный в окно монтажа, и нет никакого способа быстро переходить между ними туда и обратно.
      Более мелкие замечания касаются того, как монтажный интерфейс все время добавляет новые вертикальные выпадающие меню, которые в конце концов начинают накрывать тайм-линию. Можно выдать тайм-линию на другом мониторе, но если вы привыкли иметь ее на одном экране с монтажным интерфейсом - а это самая обычная конфигурация, то это выглядит просто как неэффективное использование экранного пространства. Меню отката не без вывертов; спасибо, что теперь уровней отката больше одного, однако откат не глобальный. Буфер отката отдельно действует на разные модули: знакогенератор (тоже слабый), тайм-линию, окно клипа. Это может сильно мешать работе, особенно если какая-то операция приводит к переходу в другой режим (например, если вы сделаете ошибку при вводе пользовательских меток или меток синхронизации и выполните откат, то точки пропадают). Наконец, на тайм-линии нет кое-какой полезной информации - высветить любой клип и узнать его длительность можно, но узнать время ввода и вывода клипов на тайм-линии без установки меток нельзя.

Итог

      Претензии претензиями, но многие используют эту систему каждый день и совсем не жалуются. Если ваши нужды несложны, Media 100 надежно послужит вам при создании корпоративных, образовательных и анимационных видеофильмов. Экранное разрешение 720 x x 486 и поддержка последовательного интерфейса SDI наконец появились в версии 5.5, но я не уверен, что Media 100 сможет удержать свою цену и/или объем продаж, если в скором будущем не нарастит мощность монтажных средств. Как и раньше, Media 100 предлагает гибкий открытый подход к созданию мультимедиа с легкой передачей данных между приложениями, совместимыми с QuickTime. А учитывая недавнее заявление Avid о том, что она будет в дальнейшем развивать только системы для NT, Media 100 останется единственной законченной системой, предназначенной только для Mac.

DVEDIT 1.5.1
Panasonic

Требования к системе: Pentium II 300 МГц; 128 Мбайт ОЗУ; хранилище данных DVCPRO на 80 минут воспроизведения (22 Гбайт); плата DTX фирмы Pinnacle Systems (все оборудование и ПО входят в комплект системы вместе с контроллером jog pad, генератором синхроимпульсов Horita, клавиатурой и мышью). Резюме: DVEDIT - упрощенный вариант системы PostBox, рассчитанный на пользователей камер DVCPRO. Может заинтересовать тех, кто только начинает переходить на нелинейный монтаж, а также тех, кто обожает клиентский сервис фирмы Panasonic. Функций, однако, для заявленной цены пока маловато.

Облегченный PostBox

      DVEDIT (не путать с EditDV фирмы Digital Origin) рекламируется как самая подходящая система нелинейного монтажа для пользователей DVCPRO. Для многих задач в телевещании, особенно связанных с видеорепортажами, имеет смысл использовать изделия одной фирмы во всей цепочке оборудования (камеры, видеомагнитофоны, мониторы, монтажная аппаратура), особенно если при этом удается избежать рекомпрессии или перекодирования. Создатели DVEDIT заимствовали часть монтажного интерфейса PostBox и использовали плату TARGA 2000 DTX с компрессией в формате DVCPRO, чтобы получить законченную систему DV (хотя в продаже есть и вариант с SDI). Ее простые, незамысловатые монтажные возможности могут удовлетворить нужды новостного и корпоративного видеопроизводства, если требуется быстро готовить несложные материалы, но для тех, кто выполняет более длительные и сложные виды монтажа, найдутся другие, лучшие и более дешевые, решения.

Простенькая NLE

      Возможно, существуют результаты исследования рынка, свидетельствующие о том, что множество клиентов фирмы Panasonic доверяют ее марке, но пока еще мало знают о нелинейном монтаже. Как бы там ни было, DVEDIT не будет туманить вам мозги бесконечными деталями и вариантами выбора. Эта простота может представлять ценность там, где нужен быстрый оборот, например в новостном вещании. Скажем, не нужно думать о выборе формата данных: он только один - DVCPRO с компрессией 5:1. Имеется внешний jog shuttle с симпатичными большими кнопками управления (но регуляторы звука, которые работают в системе PostBox, здесь почему-то отключены). Вы не перепутаете видеодорожки - их всего две, плюс шесть звуковых и одна для графики. Переходы допускает только одна видеодорожка. Вторая дорожка называется сопроводительной - еще один кивок в сторону видеорепортажей, где на дорожку основного материала часто накладывают вырезки с B-ролика. Наплывы - самый употребительный переход при склеивании встык - тоже делаются исключительно быстро и просто. Вы просто тащите конец обрезанной ленты за угол по диагонали так, чтобы накрыть начало следующего фрагмента. Чтобы изменить длительность наплыва, вы перемещаете верхний конец диагонали. То, что основной упор в DVEDIT делается на скорость, подтверждается и возможностями маркировки клипа нажатием одной кнопки во время оцифровки, а также автоматического обнаружения перехода к новой сцене и разбивкой материала на субклипы, что помогает быстрее подготавливать видеоклипы.

Разрыв поколений

      В любом обзоре обязательно найдется изделие, которое представляется несколько незрелым. Если по цене DVEDIT подобен боевому коню, то в работе больше напоминает лягающегося жеребенка. Менеджер контейнеров скорее похож на каталог NT, чем на настоящий организатор материалов. На входе отсутствуют регулировки цвета и усиления. Нет настоящего режима "запись поверх" - вместо этого приходится переключаться на клип с сопроводительной дорожки, что добавляет две операции. Забудьте о развитых монтажных инструментах и мощных средствах для работы с аудио. Забудьте о современных методах управления медиа-ресурсами и 3D-переходах в реальном времени. Но ведь, если обо всем этом забыть, остается гораздо меньше такого, о чем нужно беспокоиться, правда же? Тот, кому нужно быстро смонтировать несложный клип, может быть, и не захочет беспокоиться об этих вещах.

Хочется большего

      К тому времени, когда вы будете это читать, должна появиться версия 2.0. Ожидается, что в ней будут поддержка подключаемых модулей, обнаружение смены сцен, измерители уровней звука, один из подключаемых модулей Boris FX, а также настоящий режим вставки. Но даже при этом, с точки зрения задач сложного монтажа материалов большой длительности, DVEDIT предстоит еще пройти очень большой путь, прежде чем этот продукт сравняется по своим монтажным возможностям с любой из других систем, рассмотренных в этом обзоре. Почти все разработчики вводят поддержку FireWire и неквадратных пикселей, но DVEDIT обладает тем достоинством, что исходный формат DV сохраняется на всех этапах процесса постпроизводства - что очень хорошо для таких работ, где нужно передавать по сети, оцифровывать и, может быть, даже вести трансляцию через системы автоматизации новостного вещания DNA-DVCPRO. Изделие фирмы Panasonic может заинтересовать немногих ее долговременных клиентов, переходящих на DVCPRO, но опытных профессионалов нелинейного монтажа им завлечь вряд ли удастся.

Здесь (и сейчас)

      Очень много интересного в NLE-системах урожая нынешнего года, но вам нужно разобраться с модой на двухпотоковость и решить для себя, нужны ли действительно все эти аппаратные примочки. Ознакомившись с таблицей "Сравнение основных функций систем нелинейного монтажа" (см. с. 12-17 бумажной версии журнала), в которой показано, насколько элегантно они реализованы, вы представите, что ощущает человек, сидящий за клавиатурой.
      Все это даст вам большую часть той информации, которая понадобится для выбора системы NLE, но вам еще придется проанализировать свои собственные потребности, чтобы ответить себе на вопросы о таких вещах, как, например, широко разрекламированные 3D-платы: в самом ли деле для выполнения ваших проектов вам требуется полдюжины переворачиваний страниц? Это сразу $5-10 тыс. Нужен ли вам последовательный цифровой интерфейс (SDI) или стык FireWire? Ни один не нужен или нужны оба? Намереваетесь ли вы выполнять на вашей системе серьезную работу по композитингу или звукомонтажу, или вам только нужны чертовски хорошее качество картинки и наплывы в реальном времени? Кстати о картинке: если все изготовители могут без труда обеспечить по меньшей мере 600 Кбайт на кадр (разделенные на два 300-килобайтных потока), почему же никто из них не предлагает однопотоковый вариант без компрессии, побивающий по цене Matrox DigiSuite? Многие из нас с радостью пошли бы на автономный рендеринг ради изображения без потерь.
      Фирмы Avid и Discreet сохраняют свое лидерство в отрасли, создавая вертикально интегрированные семейства изделий (оффлайн/онлайн, 2D, 3D, а также звуковые системы), что делает их более привлекательными для студий, имеющих несколько комплексов. Но в затылок им дышат серьезные конкуренты. В конечном счете такая напряженность на рынке благоприятна для искусства и науки цифрового монтажа.


1 На самом деле компрессия есть, нет потерь качества, так называемый режим losless. — Здесь и далее примечания Олега Бондарева.
2 Есть в последней (5.0) версии.
3 В версии 5.0 есть параметрические эквалайзеры и другие звуковые эффекты реального времени, поддержка звуковых plug-in-модулей формата .VST (Q-Base, Syainberg) и все это с редактором ключевых кадров.
4 Это  совсем  не  так: цена ReelTime — $3995, ReelTime NITRO (трехмерный вариант) — $7995. Для примера — минимальная цена Perception RT (без 3D и D-1) —$7 тыс.
5 А также, как ни странно, нет симметричных звуковых входов.
6 Не совсем понятно, что под этим подразумевается, поскольку разрешение 720 х 576, компрессия и другие параметры у Perception RT3DX в пределах нормы, а что касается “самой дешевой цены”, см. таблицу.
7 Avid  по-английски значит “алчный”. — Прим. пер.