Сложный выбор: Pinnacle Systems DV500 или MATROX RT2000
Андрей Ряхин
Наступившая осень подтвердила произошедший в массовом сознании
российских пользователей коренной перелом в пользу цифрового видео. Вслед за
многократно возросшими продажами видеокамер цифровых форматов записи mini-DV
и Digital8 существенно увеличился спрос на соответствующие компьютерные видеоплаты
ввода/вывода и монтажа на РС-компьютерах. Так, по наблюдениям автора, DV-платы
miroVideo DV200 и DV300 впервые по уровню продаж приблизились к miroVideo DC30plus,
бесспорному лидеру среди плат цифрового монтажа для S-Video-сигналов. Безусловно,
это не означает закат эры аналоговых устройств - в силу инерции они будут существовать
еще долгие годы, но это свидетельствует о возрастающей актуальности устройств,
эффективно совмещающих как цифровые, так и аналоговые входы/выходы. До недавнего
времени выбор подобных видеоплат был весьма невелик (Fast DV-Master, Canopus
DV-Rex, miroVideo DC1000), а их стоимость ограничивала круг пользователей корпоративными
студиями.
И наконец свершилось! Сразу две ведущие фирмы - Pinnacle Systems и MATROX - этой осенью анонсировали соответственно DV500 и RT2000, обреченные
стать хитами сезона 1999/2000 г. Учитывая важность события, мы не можем не рассмотреть
их характеристики (см. таблицу). Но, к сожалению, наш анализ во многом основан
на предварительной информации самих фирм-производителей, а потому страдает несомненной
необъективностью. Поскольку DV500 ожидается только к ноябрю, а RT2000 по крайней
мере на месяц позднее, автор обязуется вернуться к указанному сравнению и внести
необходимые коррективы по результатам реального их тестирования.
Итак, начнем. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что
эти платы основаны на одной и той же микросхеме - кодеке DVXpress-MX25 фирмы
C-Cube. Этот кодек аппаратно может выполнять два вида компрессии: DV (используется
в аппаратуре стандартов DV/DVCAM/DVCPRO, mini-DV и Digital8) и MPEG-2 422P@ML
I-frame only. В обоих случаях цифровые данные при захвате ограничены потоком
в 25 Мбит/с. Но этот же кодек при воспроизведении одновременно поддерживает
уже два потока c эффективной скоростью соответственно до 50 Мбит/с. Причем между
этими потоками в реальном времени могут выполняться некоторые двумерные переходы,
так что DV500 и RT2000 оказываются "младшими братьями" двухпотоковых
плат нелинейного монтажа Pinnacle Systems DC1000 и ReelTime NITRO, MATROX DigiSuite
LE и DTV. Но вот конкретный набор реализованных на базе DVXpress-MX25 двумерных
эффектов и переходов зависит от "стараний" фирмы-производителя и,
очевидно, будет несколько отличаться.
Что касается трехмерных эффектов, то различие в подходах
более существенно. Pinnacle Systems в комплект DV500 включила мощную программу
FreeFX - plug-in для Adobe Premiere, предлагающую широкий (и расширяемый) набор
профессиональных 2D/3D-эффектов, но требующую их просчета (rendering). Однако
FreeFX эффективно использует для просчета мощные возможности современных графических
карт 3D-акселераторов (включая nVidia RIVA TNT / TNT2, ATI Rage 128/Pro, MATROX
Millenium G400 и др.), что позволяет существенно ускорить выполнение этих эффектов
(порой говорят о "почти-реальном" времени). В то же время MATROX в
комплект RT2000 включила собственную графическую карту Millenium G400 и задействовала
имеющиеся возможности ее 3D-процессора и графической памяти для выполнения некоторого
заданного набора эффектов действительно в реальном времени. Данная технология,
получившая название Flex 3D, трактует "живое" видео и графику как
текстуру и "натягивает" ее на полигонную структуру трехмерных объектов,
таких, как проекции плоскостей, переворачивающиеся страницы и др. Безусловно,
это позволяет действительно выполнять некоторые заранее подготовленные 2D/3D-эффекты
в реальном времени. При этом в определенных рамках допускается изменение пользователем
параметров этих эффектов. Очевидная привлекательность данного подхода омрачается
необходимостью приобретения (в комплекте) и последующего построения всей компьютерной
системы на уже заданном графическом адаптере G400, который, например, среди
3D-ускорителей считается не самым эффективным. Одним словом, RT2000 по сравнению
с DV500 предлагает больший набор эффектов и переходов, выполняемых в реальном
времени, но за несколько большие деньги и при ограничении возможности выбора,
а в будущем и upgrade графической карты.
Обе платы обладают как цифровым 1394, так и аналоговыми
входами/выходами. Если для 1394 все однозначно - фиксированный поток 25 Мбит/с,
заданное разрешение 720 х 576 YUV 4:2:0, управление видеоаппаратурой (Device
Control), то подходы к цифровому представлению аналоговых сигналов различны.
В DV500 разработчики отказались от использования возможностей кодека по MPEG-2-компрессии
и во всех случаях применяют только DV-кодировку. В определенном смысле это вполне
оправданно. При ограниченном потоке представление 4:2:0 позволяет обеспечить
более высокое разрешение, чем 4:2:2 MPEG-2-последовательности только из I-кадров
(профиль 422Р). Именно по этой причине оно и было выбрано для стандарта DV.
Конечно, при дальнейшем компьютерном редактировании цифрового видео, в частности
при использовании многослойных переходов с прозрачностью, вставке титров и графики,
во избежание накопления цветовых ошибок используется представление 4:2:2, которое
автоматически переходит и в результирующее видео. В связи с этим цифровой вывод
результата обработки по 1394-интерфейсу требует обязательного программного пересчета
под DV-стандарт (как у DV500, так и у RT2000). Напомним, что для обеспечения
DV-выхода в реальном времени в DV-Master, DC1000 и других платах используется
специализированный аппаратный DV-кодек Sony DVBK.
В RT2000 для цифрового преобразования аналоговых сигналов
допускается использование как DV-кодировки, так и MPEG-2, причем рекомендуется
именно последняя. Важность MPEG-2-кодировки в том числе обосновывается возможностью
сохранения результата в формате DVD-Video. Действительно, в комплект поставки
включена программа Sonic DVDit! LE. На самом деле, DVD-Video предполагает существенно
более сложный уровень MPEG-2-компрессии IBP MP@ML (а профиль MP использует именно
представление 4:2:0), которая в любом случае требует программного пересчета.
Да и в целом практическая ценность включения DVDit! LE весьма сомнительна.
Эта LE-версия программы настолько ограничена, что по сути не позволяет ничего,
кроме сохранения в формате DVD-Video. Но если отвлечься от привлекательности
самой идеи DVD, то зачем такое сохранение рядовому пользователю, если стоимость
необходимого устройства записи DVD-R превышает $6 тыc. (а стоимость однократно
записываемого чистого DVD-диска - около $40). Между тем для серьезного пользователя,
которому такие суммы по плечу, требуется и полноценная программа DVD-авторинга.
Конечно, в формате DVD-Video можно писать и на CD-R. Но в таком случае проще
и эффективнее использовать естественные для CD форматы. С этой точки зрения
включение в комплект DV500 программы Minerva Impression CD для создания мультимедийных
дисков представляется более целесообразным.
Как мы могли убедиться, DV500 и RT2000 действительно открывают
новую страницу в развитии компьютерных технологий цифрового видеомонтажа. Безусловно,
они существенно потеснят позиции "чисто" цифровых (типа DV200) и аналоговых
(типа DC30plus) плат, вынуждая последние переходить в более легкую ценовую категорию.
Но, будучи во многом схожими, они в первую очередь обречены на жесткую конкуренцию
друг с другом. И, на взгляд автора, выбор победителя во многом дело личных пристрастий.
А о вкусах, как известно, не спорят.
Характеристики DV500 и RT2000 |
Наименование |
Pinnacle Systems DV500 |
MATROX RT2000 |
Ориентировочная цена, $ |
995 |
1295 |
Входы/выходы: видео |
2x1394 (DV), Composite (RCA), S-Video (mini-DIN) |
2x1394 (DV), Composite (RCA), S-Video (mini-DIN) |
аудио |
Unbalanced stereo (2xRCA) |
Unbalanced stereo (2xRCA) |
Внешний коммутационный блок (Breakout Box) |
Да |
Да |
Тип компрессии |
DV |
DV, MPEG-2 422P@ML I-Frame only |
Поток данных: при захвате |
25 Мбит/с |
DV: 25 Мбит/с, MPEG-2: 10-25 Мбит/с |
при воспроизведении |
50 Мбит/с |
До 50 Мбит/с |
ReelTime-эффекты |
Титры, переходы, 2D-эффекты |
Переходы, 2D/3D-эффекты, прозрачность графики |
Использование для просчета 2D/3D-эффектов 3D-ускорителей |
Да, большинство моделей, через FreeFX |
Да, только Millennium G400, через технологию Flex 3D |
Оцифровка звука |
16-бит стерео 32 кГц /44,1 кГц/48 кГц |
16-бит стерео 48 кГц |
Операционная система |
Windows 98, Windows NT 4.0 |
Windows 98 |
Программное обеспечение |
Adobe Premiere RT, FreeFX, Sonic Foundry ACID Music, Pixelan Video Spice Rack Effects, Pinnacle TitleDeko, Minerva Impression CD |
Adobe Premiere RT, Ulead Cool3D, Sonic Foundry ACID Music, Sonic DVDit! LE |
Комплект поставки |
Плата DV500, DV-кабель, коммутационный блок, ПО |
Плата RT2000, плата Millennium G400, DV-кабель, ПО |
|