stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Сложный выбор: Pinnacle Systems DV500 или MATROX RT2000

Андрей Ряхин

      Наступившая осень подтвердила произошедший в массовом сознании российских пользователей коренной перелом в пользу цифрового видео. Вслед за многократно возросшими продажами видеокамер цифровых форматов записи mini-DV и Digital8 существенно увеличился спрос на соответствующие компьютерные видеоплаты ввода/вывода и монтажа на РС-компьютерах. Так, по наблюдениям автора, DV-платы miroVideo DV200 и DV300 впервые по уровню продаж приблизились к miroVideo DC30plus, бесспорному лидеру среди плат цифрового монтажа для S-Video-сигналов. Безусловно, это не означает закат эры аналоговых устройств - в силу инерции они будут существовать еще долгие годы, но это свидетельствует о возрастающей актуальности устройств, эффективно совмещающих как цифровые, так и аналоговые входы/выходы. До недавнего времени выбор подобных видеоплат был весьма невелик (Fast DV-Master, Canopus DV-Rex, miroVideo DC1000), а их стоимость ограничивала круг пользователей корпоративными студиями.
      И наконец свершилось! Сразу две ведущие фирмы - Pinnacle Systems и MATROX - этой осенью анонсировали соответственно DV500 и RT2000, обреченные стать хитами сезона 1999/2000 г. Учитывая важность события, мы не можем не рассмотреть их характеристики (см. таблицу). Но, к сожалению, наш анализ во многом основан на предварительной информации самих фирм-производителей, а потому страдает несомненной необъективностью. Поскольку DV500 ожидается только к ноябрю, а RT2000  по крайней мере на месяц позднее, автор обязуется вернуться к указанному сравнению и внести необходимые коррективы по результатам реального их тестирования. MATROX RT2000
      Итак, начнем. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что эти платы основаны на одной и той же микросхеме - кодеке DVXpress-MX25 фирмы C-Cube. Этот кодек аппаратно может выполнять два вида компрессии: DV (используется в аппаратуре стандартов DV/DVCAM/DVCPRO, mini-DV и Digital8) и MPEG-2 422P@ML I-frame only. В обоих случаях цифровые данные при захвате ограничены потоком в 25 Мбит/с. Но этот же кодек при воспроизведении одновременно поддерживает уже два потока c эффективной скоростью соответственно до 50 Мбит/с. Причем между этими потоками в реальном времени могут выполняться некоторые двумерные переходы, так что DV500 и RT2000 оказываются "младшими братьями" двухпотоковых плат нелинейного монтажа Pinnacle Systems DC1000 и ReelTime NITRO, MATROX DigiSuite LE и DTV. Но вот конкретный набор реализованных на базе DVXpress-MX25 двумерных эффектов и переходов зависит от "стараний" фирмы-производителя и, очевидно, будет несколько отличаться. Pinnacle Systems DV500
      Что касается трехмерных эффектов, то различие в подходах более существенно. Pinnacle Systems в комплект DV500 включила мощную программу FreeFX - plug-in для Adobe Premiere, предлагающую широкий (и расширяемый) набор профессиональных 2D/3D-эффектов, но требующую их просчета (rendering). Однако FreeFX эффективно использует для просчета мощные возможности современных графических карт 3D-акселераторов (включая nVidia RIVA TNT / TNT2, ATI Rage 128/Pro, MATROX Millenium G400 и др.), что позволяет существенно ускорить выполнение этих эффектов (порой говорят о "почти-реальном" времени). В то же время MATROX в комплект  RT2000 включила собственную графическую карту Millenium G400 и задействовала имеющиеся возможности ее 3D-процессора и графической памяти для выполнения некоторого заданного набора эффектов действительно в реальном времени. Данная технология, получившая название Flex 3D, трактует "живое" видео и графику как текстуру и "натягивает" ее на полигонную структуру трехмерных объектов, таких, как проекции плоскостей, переворачивающиеся страницы и др. Безусловно, это позволяет действительно выполнять некоторые заранее подготовленные 2D/3D-эффекты в реальном времени. При этом в определенных рамках допускается изменение пользователем параметров этих эффектов. Очевидная привлекательность данного подхода омрачается необходимостью приобретения (в комплекте) и последующего построения всей компьютерной системы на уже заданном графическом адаптере G400, который, например, среди 3D-ускорителей считается не самым эффективным. Одним словом, RT2000 по сравнению с DV500 предлагает больший набор эффектов и переходов, выполняемых в реальном времени, но за несколько большие деньги и при ограничении возможности выбора, а в будущем и upgrade графической карты.
      Обе платы обладают как цифровым 1394, так и аналоговыми входами/выходами. Если для 1394 все однозначно - фиксированный поток 25 Мбит/с, заданное разрешение 720 х 576 YUV 4:2:0, управление видеоаппаратурой (Device Control), то подходы к цифровому представлению аналоговых сигналов различны. В DV500 разработчики отказались от использования возможностей кодека по MPEG-2-компрессии и во всех случаях применяют только DV-кодировку. В определенном смысле это вполне оправданно. При ограниченном потоке  представление 4:2:0 позволяет обеспечить более высокое разрешение, чем 4:2:2 MPEG-2-последовательности только из I-кадров (профиль 422Р). Именно по этой причине оно и было выбрано для стандарта DV. Конечно, при дальнейшем компьютерном редактировании цифрового видео, в частности при использовании многослойных переходов с прозрачностью, вставке титров и графики, во избежание накопления цветовых ошибок используется представление 4:2:2, которое автоматически переходит и в результирующее видео. В связи с этим цифровой вывод результата обработки по 1394-интерфейсу требует обязательного программного пересчета под DV-стандарт (как у DV500, так и у RT2000). Напомним, что для обеспечения DV-выхода в реальном времени в DV-Master, DC1000 и других платах используется специализированный аппаратный DV-кодек Sony DVBK.
      В RT2000 для цифрового преобразования аналоговых сигналов допускается использование как DV-кодировки, так и MPEG-2, причем рекомендуется именно последняя. Важность MPEG-2-кодировки в том числе обосновывается возможностью сохранения результата в формате DVD-Video. Действительно, в комплект поставки включена программа Sonic DVDit! LE. На самом деле, DVD-Video предполагает существенно более сложный уровень MPEG-2-компрессии IBP MP@ML (а профиль MP использует именно представление 4:2:0), которая в любом случае требует программного пересчета. Да и в целом практическая ценность включения DVDit! LE  весьма сомнительна. Эта LE-версия программы настолько ограничена, что по сути не позволяет ничего, кроме сохранения в формате DVD-Video. Но если отвлечься от привлекательности самой идеи DVD, то зачем такое сохранение рядовому пользователю, если стоимость необходимого устройства записи DVD-R превышает $6 тыc. (а стоимость однократно записываемого чистого DVD-диска - около $40). Между тем для серьезного пользователя, которому такие суммы по плечу, требуется и полноценная программа DVD-авторинга. Конечно, в формате DVD-Video можно писать и на CD-R. Но в таком случае проще и эффективнее использовать естественные для CD форматы. С этой точки зрения включение в комплект DV500 программы Minerva Impression CD для создания мультимедийных дисков представляется более целесообразным.
      Как мы могли убедиться, DV500 и RT2000 действительно открывают новую страницу в развитии компьютерных технологий цифрового видеомонтажа. Безусловно, они существенно потеснят позиции "чисто" цифровых (типа DV200) и аналоговых (типа DC30plus) плат, вынуждая последние переходить в более легкую ценовую категорию. Но, будучи во многом схожими, они в первую очередь обречены на жесткую конкуренцию друг с другом. И, на взгляд автора, выбор победителя во многом дело личных пристрастий. А о вкусах, как известно, не спорят.

Характеристики DV500 и RT2000
Наименование Pinnacle Systems DV500 MATROX RT2000
Ориентировочная цена, $ 995 1295
Входы/выходы: видео 2x1394 (DV), Composite (RCA), S-Video (mini-DIN) 2x1394 (DV), Composite (RCA), S-Video (mini-DIN)
аудио Unbalanced stereo (2xRCA) Unbalanced stereo (2xRCA)
Внешний коммутационный блок (Breakout Box) Да Да
Тип компрессии DV DV, MPEG-2 422P@ML I-Frame only
Поток данных: при захвате 25 Мбит/с DV: 25 Мбит/с, MPEG-2: 10-25 Мбит/с
при воспроизведении 50 Мбит/с До 50 Мбит/с
ReelTime-эффекты Титры, переходы, 2D-эффекты Переходы, 2D/3D-эффекты, прозрачность графики
Использование для просчета 2D/3D-эффектов 3D-ускорителей Да, большинство моделей, через FreeFX Да, только Millennium G400, через технологию Flex 3D
Оцифровка звука 16-бит стерео 32 кГц /44,1 кГц/48 кГц 16-бит стерео 48 кГц
Операционная система Windows 98, Windows NT 4.0 Windows 98
Программное обеспечение Adobe Premiere RT, FreeFX, Sonic Foundry ACID Music, Pixelan Video Spice Rack Effects, Pinnacle TitleDeko, Minerva Impression CD Adobe Premiere RT, Ulead Cool3D, Sonic Foundry ACID Music, Sonic DVDit! LE
Комплект поставки Плата DV500, DV-кабель, коммутационный блок, ПО Плата RT2000, плата Millennium G400, DV-кабель, ПО