stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Карточные игры

Джим Норрис

Журнал DV представляет последнее поколение доступных карт графических ускорителей для рабочих станций NT


Synergy II
ELSA
Oxygen GVX1
3Dlabs
Fire GL1
Diamond Multimedia
Oxygen VX1
3Dlabs
Tornado 3000
E&S
V770 Ultra
Diamond Multimedia

      На производительность графических рабочих станций влияет множество факторов: число и тип используемых процессоров, размер процессорного кэша, скорость шины, объем и тип памяти и даже взаимные расстояния между компонентами на материнской плате. Разработчики, серьезно занимающиеся высокопроизводительными компьютерами для создания и обработки цифровых изображений, знают, как оптимизировать подобные факторы, а различия между результатами тестов компьютеров измеряются долями секунды.
      Один из главных факторов, определяющих производительность рабочей станции, - графический ускоритель. Скорости микропроцессоров и шин растут с головокружительной быстротой, так что в этом году журнал DV решил оставить в стороне кровь, пот и слезы замеров производительности рабочих станций и сосредоточиться на картах графических ускорителей.
      Перечень характеристик рассмотренных карт смотрите в таблице 1.

О революции

      Настоящая революция происходит в нижнем ценовом секторе рынка графических ускорителей. Карты ценой менее $300 теперь обладают мощностью и набором возможностей, которыми совсем недавно могли похвастаться только платы стоимостью в несколько тысяч долларов. Это сильно изменило положение дел на потребительском рынке, но только сейчас начинает влиять на область профессиональной работы с графикой, где традиционно доминировали несколько фирм с их собственными решениями. В компьютерной прессе, освещающей потребительский рынок, любят поговорить о том, как трудно сейчас приобрести плохую карту трехмерной графики. Для среднего пользователя это, несомненно, так. Однако тех из нас, кому требуется ускоритель для профессионального видео и графики, а также для пространственного моделирования и анимации, это не касается - по крайней мере пока.
      Примерно раз в четыре месяца очередная компания - производитель ускорителей трехмерной графики для игр под Windows объявляет на весь мир о "выдающейся производительности OpenGL", попутно пиная принятые тесты 3D-графики как "не имеющие будущего". Не давайте себя обмануть такими заявлениями. Многие из подобных карт поддерживают OpenGL для NT, но аппаратное ускорение OpenGL, расхваливаемое в рекламных сообщениях, относится только к производительности для трехмерной графики в играх типа Quake и его клонов. А производительность в играх и реальные потребности графической станции - совершенно разные вещи.
      Может показаться, что мощные платы трехмерной графики и самые совершенные ускорители для игр с легкостью должны поддерживать и качественные изображения объектов с 32-битным цветом, многими миллионами полигонов и наложенными текстурами, а также системы частиц и туман в вашей профессиональной программе трехмерной графики. Но на самом деле цели разработки плат и время, потраченное на проектирование и тщательную отладку драйверов, весьма сильно влияют на производительность. До сих пор некоторые наиболее мощные и популярные 3D-ускорители не могут показать ничего выдающегося, если запущены не на полном экране, что делает их почти бесполезными для предварительного просмотра OpenGL и иных работ в многооконной среде. У других карт хороший набор функций, но отсутствуют драйверы для NT, или, что, видимо, еще хуже, такие драйверы есть, но изобилуют ошибками, ограничены по возможностям, или и то, и другое вместе.
      Шумиха по поводу производительности недорогих карт трехмерной графики главным образом касается возможности генерировать текстурированные пиксели. Конечно, любая быстрая плата пространственной графики должна иметь высокую скорость закрашивания пикселей, однако для большинства профессиональных 3D-программ важнее скорость обработки полигонов, что обеспечивает работу со сложными сценами с должной точностью изображений и текстур. Для итоговой производительности аккуратно написанные и устойчиво работающие драйверы не менее, а возможно, даже более важны, чем правильное "железо". И в этой области профессиональные платы выигрывают по сравнению с потребительскими. Многие дешевые ускорители используют на скорую руку написанные драйверы, и в результате даже неплохие платы работают с ошибками или гораздо медленнее, чем могли бы.
      Другая сфера, которая долгое время была сильной стороной профессиональных карт, - применение качественных цифро-аналоговых преобразователей и видеоразъемов, что позволяет поддерживать разрешения, превышающие 1024 x 768. Здесь потребительские карты быстро ликвидируют отрыв, поскольку RAMDAC с частотой 300-350 МГц делает яркие цвета, превосходное качество изображения и высокое разрешение общедоступными.
      Столпы рынка рабочих станций для видео не могут игнорировать такие тенденции. Новая группа графических ускорителей смещается из верхнего ценового диапазона в сторону менее дорогих моделей. Они обеспечивают ускорение 3D-графики, но производители по-прежнему обещают также ускорение для двумерных программ, таких, как Adobe Photoshop. Некоторые, хотя и не все, заявляют, что ускоряется и работа After Effects.

Все на PIII?

      Вопрос, с которым сегодня сталкиваются многие из нас, - стоит ли переходить на Intel PIII, если единственная разница между ним и Pentium II (не считая тактовой частоты) - реализация команд SSE. Несмотря на то, что основное предназначение этих команд - задачи компьютерных игр и мультимедиа, они хорошо приспособлены для ускорения многих профессиональных творческих пакетов, и в этом сегменте программного рынка разработчики не теряли зря времени и включили поддержку новых команд в последние версии своих продуктов. Тесты показывают, что аккуратная модернизация программ обеспечивает заметное увеличение производительности двумерной и трехмерной графики - значительно большее, чем часто порицаемое добавление команд MMX к процессорам Pentium несколько лет назад.
      В моих тестах все карты, для которых была заявлена поддержка команд SSE в драйверах, показали заметное ускорение в работе программ.
      Это многообещающая новость для всех, но в особенности для пользователей рабочих станций от средних по цене до недорогих с одним или двумя процессорами PIII, которым теперь доступна производительность, ранее характерная только для систем со специальным сопроцессором для видео (coprocessed video). Например, Diamond Fire GL1 в тесте Viewperf Awadvs-02 ускоряется с 17 до 25, а в тесте с просмотром Lightwave работает быстрее на 22 секунды.
      Все карты нашего обзора, кроме одной, так или иначе использовали новые возможности PIII. Когда различные поставщики оптимизируют свои драйверы, производительность их плат вырастет еще сильнее. На вопрос, стоит ли PIII вложенных денег, если ваши программы оптимизированы под PIII SSE, надо четко ответить "ДА". Однако другой важный вопрос - нужны ли вам дорогие графические платы с дополнительной аппаратной обработкой трехмерной графики - еще открыт. Все карты с аппаратной обработкой трехмерной графики стоят более тысячи долларов и также умеют применять новые возможности PIII. Во многих случаях дорогие карты используют PIII эффективнее, чем дешевые, так что постепенно понятие о том, что считать "быстрым" OpenGL, меняется на обоих краях спектра.
      Подведем итог: если вы хотите лучшего, за это придется заплатить - как и всегда. Однако при ограниченном бюджете такие возможности, как сегодня, ранее не были доступны.

ELSA Synergy II

Оценка: 2,5

ELSA Synergy II обладает высокой производительностью при работе с двумерной графикой, несмотря на отсутствие аппаратного ускорения функций перекрытия плоскостей, которая снижает возможности ускорения таких программ, как After Effects и SOFTIMAGE|3D       ELSA Synergy II показала во многом неожиданные результаты. У нее приличная производительность в задачах трехмерной графики, но другие карты превосходят ее, в особенности в однопроцессорных конфигурациях, - здесь зависимость от процессора и сравнительно слабое использование SSE PIII отодвигают ее в самый конец списка.
      Однако достоинства определяются не только числовыми показателями. Преимущества платы проявляются при использовании. Производительность на задачах двумерной графики превосходна, и, несмотря на отсутствие аппаратного ускорения функций перекрытия плоскостей, которые снижают возможности ускорения в таких программах, как After Effects 4.0 и SOFTIMAGE|3D, в целом плата работает в среде Windows весьма быстро и устойчиво, в особенности при прокрутке Photoshop (Photoshop scrolls), и обеспечивает хорошую чистоту цветов (учтите также, что драйверы, скорее всего, будут совершенствоваться). Ориентируясь только на оценки тестов, в которых упор делается на определенные аспекты производительности, легко пропустить плату, которая вполне хорошо работает в реальных задачах.
      Одно из главных преимуществ порадует пользователей, которые хотят или вынуждены работать в Win95/98, а не в NT, поскольку драйверы для этих систем уже доступны и поддержка Direct 3D, если ваши программы нуждаются в ней или работают с ней лучше, чем с API, превосходна. Что касается производительности OpenGL, даже в системе PIII Synergy несколько разочаровывает, хотя и не вполне справедливо сравнивать эту дешевую карту с остальными в такой сложной области.
      Все же оптимизация ELSA выигрывает по сравнению с другими платами на базе чипа nVIDIA TNT - V770 Ultra, ориентированная на Win95/98, несмотря на более быстрое "железо" и богатые ресурсы фирмы-производителя, в целом работает в среде WinNT 4.0 медленнее.
      Архитектура nVIDIA RIVA TNT2 разработана в первую очередь для игр; однако с памятью до 32 Мбайт и оптимизированными для NT драйверами ELSA эта плата может оказаться выгодной покупкой, превосходя, скажем, Permedia 2, как доступный недорогой многоцелевой 3D-ускоритель. Это позволяет рекомендовать Synergy II тем, кто интенсивно работает с двумерной графикой на рабочей станции NT. Однако если вам нужна хорошая производительность OpenGL для серьезной работы с трехмерной графикой, лучше выбрать одну из других карт нашего обзора. Чтобы состязаться с более дорогими платами, Synergy II не хватает мощности.
      Жизнь с Synegry II не лишена некоторых трудностей. Плата порой оставляет на экране "забытые" пиксели; и драйверы, и BIOS работают, как бета-версии: во время установки я несколько раз вываливался в диалоговые окна с предупреждениями о неопознанных ошибках, но, когда я игнорировал эти предупреждения, установка все же завершалась успешно. Прочие ошибки - проблемы с устойчивостью системы на выходе из некоторых тестов, аномалии изображения и некоторые странные характеристики закраски в тестах Viewperf. Это может быть связано с сырым кодом драйверов и BIOS. Очевидно, что разработчикам в ELSA требуется время, чтобы тщательно отладить драйверы.
      Предусмотрены специальные установки для конкретных программ и особый драйвер рендеринга MAXtreme для 3D Studio MAX, который повышает производительность предварительного просмотра в этой программе.
      Последнее замечание: фирме ELSA стоит подумать об установке вентилятора на процессор TNT, как это делают другие производители плат nVIDIA. Процессор TNT сильно греется, и в определенных обстоятельствах теплоотвода может оказаться недостаточно для охлаждения платы.

Diamond Fire GL1

Оценка: 4,0

Diamond Fire GL1 быстрее всех прочих ускорителей строит предварительные просмотры в Lightwave, а благодаря своей производительности в задачах двумерной графики считается мастером на все руки       У семейства карт Fire GL фирмы Diamond есть как приверженцы, так и противники. Хотя продукты Diamond не считаются лидерами по производительности, они работают устойчиво, показывают приличные результаты и доступны на рынке.
      Fire GL1 - это новые рубежи для Diamond в нескольких областях: новая технология в основе, новая модель драйвера и новое деловое партнерство с IBM. Для этой карты фирма Diamond решила использовать новый чипсет по лицензии IBM, которая поддерживает полноценный 256-битный растеризатор и 256-битный интерфейс памяти; и то, и другое - впервые на рынке карт для NT. Сотрудничество Diamond с IBM, видимо, позволит современным чипам IBM найти путь на рынок развитых графических плат. Учитывая ресурсы и потенциал IBM, это, несомненно, хорошая новость для линии GL фирмы Diamond.
      Эту плату отличают впечатляющая (возможно, лучшая в нашем обзоре) производительность в двумерных задачах и фантастические результаты, показанные в тестах, четкое и яркое изображение и великолепная чистота цветов, какую только можно желать для продукта этого ценового класса. Прокрутка больших изображений в Photoshop происходит быстро, без задержек или с минимальными задержками на перерисовку. За день тестирования с полным набором профессиональных графических программ мы не обнаружили у GL1 никаких видимых артефактов или других отклонений.
      Что касается аппаратной стороны, я был разочарован отсутствием на карте сопроцессора. Оценки тестов Fire GL1 внушительны, но подобные результаты показывают и другие платы с сопроцессорами - особенность, улучшающая показатели пространственной графики и повышающая качество для конечного пользователя. Вместо этого Diamond предлагает новую технологию драйверов, служащую для интеллектуального распределения нагрузки по нескольким процессорам. Эти драйверы также эффективно используют новый набор команд PIII. Но даже без сопроцессора Fire GL1 быстрее других карт обзора справилась с тестом Lightwave OpenGL. Более того, плата подтвердила высокие показатели, заслужив одну из лучших оценок в тестах двумерной графики наравне с картами 3Dlabs.
      Установка платы проста - драйвер и утилиты были установлены без замечаний. Драйверы (только для Windows NT) работают устойчиво и обладают большим набором возможностей. В меню свойств дисплея добавляется закладка для выбора монитора, тонкой настройки изображения и информации о драйверах с окном конфигурирования, которое позволяет выбрать оптимизацию для многих распространенных 3D-программ. Кроме включения драйверов, оптимизированных для многопроцессорного режима, что более или менее стандартно для производительного видеооборудования, фирма Diamond также эффективно использует новые команды SIMD фирмы Intel.
      Обладая превосходной производительностью двумерной графики, плата показала также высокие результаты в тестах 3D (в особенности на системах с Pentium III), что делает ее по существу "мастером на все руки". Но надо помнить, что мастер на все руки - это еще не мастер в конкретном деле. Большинство рабочих станций не рассчитано на гибкую работу во всех областях - их по определению проектируют для конкретной цели. Здесь Fire GL1 несколько проигрывает. Есть гораздо более дешевые платы, быстрее справляющиеся с двумерной графикой, и есть платы того же ценового класса, показывающие лучшие результаты в тестах 3D. Но для тех, кому нужна гибкость, Diamond Fire GL1 может оказаться единственным выбором.

3Dlabs Oxygen GVX1 и Oxygen VX1

Оценка GVX1: 4,5
Оценка VX1: 4,5

GVX1 использует чип GLINT R3 для растеризации и сопроцессор GLINT Gamma G1       Фирма 3Dlabs известна своими качественными продуктами на рынке рабочих станций. Их недавнее вторжение на потребительский рынок с чипсетом Permedia имело успех. Не удивительно, что Oxygen GVX1 и Oxygen VX1, которые призваны перебросить мост между нижним и верхним секторами линии продуктов 3Dlabs, настолько хорошо и профессионально спроектированы. GVX1 предлагает 3D-производительность, прежде доступную только в верхнем эшелоне рынка, и при этом как по показателям тестов, так и по субъективным оценкам превосходит все прочие карты нашего обзора. Более дешевая VX1 устанавливает новые стандарты графических карт для недорогих рабочих станций.
      Один из факторов конструкции, определяющий производительность этих плат, - реализация 3Dlabs виртуальной памяти. Блок адресов памяти Virtual Texture встроен в процессор GLINT R3 и позволяет использовать до 256 Мбайт основной памяти системы как большую виртуальную память для текстур.
      Кроме того, имея немалый опыт работы с графическими платами, 3Dlabs гарантирует стабильность. Какую бы 3D-программу вы не взяли, можно быть уверенным, что сотрудники 3Dlabs провели много времени, добиваясь высокой скорости. В отличие от большинства сегодняшних производителей графических плат 3Dlabs проводит большую часть разработки внутри фирмы, производя собственную линию карт и лицензируя лежащую в ее основе технологию чипов другим компаниям. Может показаться, что это приводит к дополнительным расходам на разработки, однако преимущество подобного подхода состоит в том, что третьи фирмы за новой технологией обращаются к 3Dlabs, и там часто оказываются новые разработки, к которым остальные пока не имеют доступа. В соответствии с этим новые платы используют одинаковое новое высокопроизводительное ядро растеризации GLINT R3, а GVX1 - геометрический сопроцессор GLINT Gamma G1. Карта VX1 фирмы 3Dlabs заметно превосходит своего более дорогого собрата, GVX1, в тестах двумерной графики
      Все это дает первоклассную 3D-производительность, хотя порождает и свои недостатки. Такие компании, как, например, Diamond, имеют возможность выбирать технологию на рынке, что продемонстрировало партнерство с IBM и nVIDIA, но для 3Dlabs это малодоступно. Так возникают проблемы в тех областях, которые оказываются незатронутыми в исследовательских работах из-за ограниченности средств. Ахиллесовой пятой карт 3Dlabs можно считать плохие показатели двумерной графики. Несмотря на существенный прогресс в этой области новых карт по сравнению с новыми продуктами 3Dlabs, здесь остаются еще некоторые вопросы. Производительность чипа R3 в двумерной графике средняя, при заметных задержках перерисовки в Adobe Photoshop и невыдающихся показателях в 2D-тестах.
      Более того, показатели карт в этих тестах нестабильны и даже на одной и той же системе дают различные результаты. В тестах реального времени, где я наблюдал за перерисовкой и перемещением окон, программа работала то быстрее, то медленнее. Мы проверили этот эффект на трех различных системах с разными сочетаниями материнских плат и процессоров.
      Странно и то, что производительность ускорителя VX1 в тестах двумерной графики выше, чем у его более дорогого собрата. В каждом 2D-тесте VX1, как по показателям, так и по впечатлению, работает быстрее, чем GVX1. Только в 3D-тестах, где сказывается отсутствие в VX1 сопроцессора GLINT Gamma, GVX1 показывает более высокую производительность, оправдывающую разницу в цене с VX1. По показателю производительность/цена Oxygen VX1 - абсолютный победитель нашего обзора. За подобную цену вы не найдете на рынке ни одного продукта, который мог бы сравниться с ним по возможностям.

E&S Tornado 3000

Предварительная версия,оценка не дается

Самая дорогая карта нашего обзора, E&S Tornado 3000, хорошо справилась с нашими 3D-тестами, но показала слабые результаты в задачах двумерной графики       Эта карта в меньшей степени по сравнению с прочими картами нашего обзора приспособлена для обычной работы с двумерной графикой; она предназначена для рабочих станций 3D-графики - и в этой роли великолепна. Энергопотребление этой полноразмерной платы AGP требует установки маленькой дополнительной платы в свободный слот PCI с соединительным кабелем к основной плате. Это несущественно усложняет установку, но один из слотов PCI постоянно будет занят - а ведь это ценный ресурс на большинстве рабочих станций. Такое решение затрудняет применение платы в системе с ограниченными PCI-ресурсами или в маленьком корпусе. Однако Tornado поддерживает вывод на два монитора, причем это единственная карта в нашем обзоре, в которой поддержка двух мониторов уже включена в систему. Другие карты предлагают для поддержки нескольких мониторов особые решения, но независимо от того, сколькими мониторами вы будете пользоваться, ни одна из них не занимает два слота сразу.
      Tornado 3000 напоминает классический американский автомобиль 60-х годов, большой, мощный и скоростной. Пока вы работаете там, где требуется эта мощность, с ней мало кто может соперничать. В тестах Viewperf и Lightwave Tornado показала лучшие результаты ProCDRS-01 и DX-04, а время предварительного просмотра Lightwave было на уровне карт 3Dlabs. Но производительность в области двумерной графики удручает, и хуже всего эта карта работает в After Effects, Photoshop и Digital Fusion. Если же вы целыми днями работаете в таких программах, где главное - высокая производительность OpenGL, Tornado вас вполне устроит.
      Когда мы проводили тестирование Tornado 3000 еще не была объявлена официально, однако драйверы и BIOS работали довольно устойчиво, хотя отдельные "забытые" пиксели и мерцание вокруг курсора показывали, что до выпуска Tornado остается еще одна-две версии драйверов и, вероятно, BIOS. Это значит также, что, возможно, еще не весь потенциал производительности платы реализован талантливыми программистами фирмы E&S. Работающие в области 3D вряд ли ошибутся, приобретая эту плату, но при такой цене производительность двумерной графики должна быть выше.

Diamond V770 Ultra

Оценка: 3,0

Показатели V770 Ultra фирмы Diamond как карты для игр под Windows 95/98 не позволяют ей серьезно конкурировать с другими платами, однако достаточны, чтобы сделать ее хорошей картой начального уровня       V770 Ultra - карта для игр под Windows 95/98, попавшая в мир рабочих станций NT, обладает более высокой производительностью, чем я ждал от нее: в большей половине тестов она даже опередила оптимизированную под NT карту Synergy II и показала хорошие результаты при ускорении программ двумерной графики.
      Эта плата на базе обновленной версии чипа TNT с повышенной тактовой частотой предназначена конкурировать с 3dfx на рынке 3D-игр. Огненно-красная коробка с такими призывами, как "Wreak Havoc with the Ultimate 3D Weapon" ("Окончательный удар сокрушительного 3D-оружия"), не должна внушать доверия профессионалам мира графики, однако плата предлагает полноценный и неожиданно стабильный драйвер OpenGL ICD, флэш-BIOS, 300 MГц RAMDAC и поддержку True Color до разрешения 1920 x 1440.
      Оценки производительности V770 не позволяют ей всерьез конкурировать с профессиональными ускорителями, однако достаточны для 3D-карты начального уровня. По субъективным ощущениям V770 четко и быстро перерисовывает изображение в программах двумерной графики, не испытывая сложностей с богатством цветов и чистотой сигнала. У нее также приемлемая, хотя и несколько неторопливая, поддержка OpenGL без мерцающих полигонов или проблем с тенями. В целом качество драйверов весьма высокое; артефакты, мерцание курсора, забытые пиксели и прочие проблемы других карт обзора отсутствуют.
       Имея в виду не вполне безупречную репутацию Diamond на рынке потребительских продуктов, это оказалось несколько неожиданным. Поставляемые утилиты настройки вполне достаточны и подобны предлагаемым для более дорогой карты Diamond - Fire GL1; они позволяют менять разрешение, глубину цвета и т. п. Однако вы не найдете в комплекте, скажем, предустановок для Maya или особых драйверов для 3D Studio MAX, как у других карт нашего обзора.
      V770 предназначается для пользователя, который хочет иметь качественную карту для Win95/98, но при этом собирается попробовать работать с NT и профессиональными программами, или для тех, кто при ограниченных средствах заинтересован в быстрой карте для двумерной графики. Да, еще на ней приятно играть в Quake II.


Выводы

      Так какая же карта в обзоре - козырная? Как всегда, это не простой вопрос, и ответ на него зависит от того, какие программы вы в основном используете. Тяжеловесы обзора (E&S Tornado, карты 3Dlabs и Fire GL1 фирмы Diamond) - хорошие карты для трехмерной графики. Они прекрасно справляются с подавляющим большинством современных 3D-программ, но в нашем обзоре обнаруживаются некоторые персональные предпочтения.
      Пользователи Lightwave и те, кому требуется серьезная работа как с трехмерной, так и с двумерной графикой, должны серьезно подумать о Diamond Fire GL1, которая существенно превосходит остальные карты по оценкам Lightwave и по субъективным впечатлениям. Кроме того, она обеспечивает быструю и безошибочную работу во всех программах двумерной графики и видео, которые мы пробовали, и по субъективным оценкам занимает первое место, несмотря на более высокие показатели 2D-тестов у карт 3Dlabs. Fire GL1 будет также хорошим выбором для пользователей Pentium III, поскольку она весьма эффективно использует дополнительные возможности этого процессора.
      Oxygen GVX1 лучше других подходит для 3D-профессионалов, работающих в основном с такими пакетами, как 3D Studio MAX, Maya или SOFTIMAGE|3D. Поскольку она оптимизирована для этих программ, мы получили лучшие в обзоре показатели тестов и пользовательские оценки в этих областях. Производительность двумерной графики тоже хорошая, но видимые артефакты и другие мелкие проблемы показывают, что эта карта менее, чем платы Diamond, приспособлена для серьезной работы с двумерной графикой.
      Tornado 3000 фирмы E&S еще в меньшей степени годится для двумерной графики, работая в этой области медленнее всех, однако она реабилитируется в 3D-программах, в особенности в SOFTIMAGE. Если вы все время работаете с такими программами или вам нужно несколько дисплеев, эта плата будет для вас удачным выбором, в особенности если E&S сможет к итоговой версии справиться с ошибками вывода, которые мы видели при тестировании.
      Что же дешевые карты? Начиная собирать материалы и данные для этого обзора, я был уверен, что одна из новых плат, ориентированных на потребительский рынок, вырвется вперед в определенных тестах и, возможно, даже превзойдет некоторые более дорогие ускорители.
      Для профессионалов графики лучшая из плат в категории до $300 - Oxygen. У VX1 нет тех случайных нерегулярностей изображения, которые характерны для более дорогой карты GVX1, кроме того, она, хотя ненамного, но все же превосходит ее при работе с двумерной графикой. В итоге VX1 показала лучшие результаты по двумерной графике. Несмотря на отсутствие сопроцессора, карта вполне хорошо проявила себя и в 3D-тестах, обеспечивая тот же уровень качества, что и GVX1.
      Все это не значит, что решения на основе чипсета nVIDIA TNT2 (V770 Ultra фирмы Diamond и Synergy II фирмы ELSA) некачественны - они получили хорошие оценки в двумерных тестах и в целом работают в этой области достаточно быстро.
      Тот, кто имеет дело только с двумерной графикой или лишь начинает пробовать трехмерную, без сомнения, был бы доволен одной из этих карт, в особенности Diamond V770 Ultra, которая по показателям Lightwave приближается к Diamond Fire GL1. Кроме того, у этих карт лучше поддержка Win95/98, что может быть важным фактором, если вам надо работать в этих операционных системах. Однако обе они пока не могут сравниться с лидерами. С учетом новых разработок Matrox и ATI, а также множества новых мощных 3D-продуктов других компаний (в том числе новой платы Wildcat фирмы Intergraph) этот пейзаж в ближайшие же месяцы может существенно измениться.

Как мы тестировали

      Ускорители тестировались на двухпроцессорной рабочей станции PII Xeon Dell 610 Precision, на двухпроцессорной системе PIII и на однопроцессорной системе PIII; первая и последняя из этих систем использовались для определения показателей тестов. Во всех системах использовались 256 Мбайт памяти и Ultra/Ultra2 SCSI.
      Мы использовали: тесты Winbench 99 деловой и профессиональной графики, комплекс тестов Viewperf 6.1 (пять тестов OpenGL для распространенных программ), утилиту тестирования двумерной графики Speedy, наш собственный набор тестов с замером времени предварительного просмотра Lightwave и Digital Fusion и тест OpenGL X29, разработанный 3Dlabs. Субъективные тесты включали перерисовку изображения и общие впечатления от работы на содержательных наборах данных в Adobe Photoshop, After Effects, Digital Fusion и Premiere. Для субъективного тестирования трехмерной графики мы использовали SOFTIMAGE|3D, Lightwave, Maya и 3D Studio MAX, загружая сначала простую, а затем весьма сложную сцену и выполняя перемещение камеры, деформации объекта и предварительные просмотры OpenGL, а также создавая сцену с нуля.

Оценки тестов
  WB99HE WB99Biz AWADVS-02 Drv-05 DX-04 Light-02 ProCDRS-01 LW OpenGL Speedy X29
ELSA Synergy II 382 202 14,4 7,81 8,91 1,041 7,102 2:59 122 116
3Dlabs Oxygen GVX1 359 176 27,17 15,3 23,19 2,637 17,44 1:37 154 416
Diamond Fire GL1 315 160 24,92 10,08 15,66 1,578 21,58 1:12 417,5 400
3Dlabs Oxygen VX1 377 185 19,59 7,244 12,07 1,556 7,806 1:57 290 152,8
E&S Tornado 3000 252 95,2 26,02 14,29 21,14 1,648 21,82 1:15 160,21 357
Diamond V770 Ultra 405 217 10,77 6,641 10,77 1,34 4,516 2:40 126 118

      WB99HE и WB99Biz — тесты Viewperf, измеряющие производительность двумерной графики. AWADVS-02, Drv-05, DX-04, Light-02 и ProCDRS-01 — тесты Viewperf, различными способами измеряющие производительность пространственной графики. LW OpenGL измеряет время построения предварительного просмотра OpenGL для файлов сцен Lightwave. Это единственный тест, где меньшие показатели означают большую производительность. В тесте Speedy несколько файлов сцен выводятся одновременно. Он позволяет определить содержательность показателей производительности. Тест X29 разработан 3Dlabs и включен для разнообразия. Журнал DV практикует использование нескольких тестов в сочетании с испытаниями в реальных профессиональных программах, что дает широкий спектр результатов для построения заключений.

- Во всех тестах, кроме LW OpenGL, более высокие оценки соответствуют высокой производительности.
В тесте LW OpenGL меньшие оценки означают большую производительность.


Комментарий специалиста

Тимофей Голобородько, tim@gpf.ru

      После прочтения статьи у читателя может сложиться ложное впечатление, что игровые ускорители на базе чипа RIVA TNT2 Ultra почти сравнялись по скорости и качеству с OpenGL-ускорителями таких монстров индустрии, как 3Dlabs, E&S, IBM. На самом деле ситуация немного иная.
      Дело в том, что для создания качественного OpenGL-ускорителя требуется качественная реализация в железе и специфичное написание драйверов. К сожалению, высоким качеством OpenGL-драйверов сегодня могут похвастать очень немногие компании - производители OpenGL-ускорителей (SGI, 3Dlabs, E&S, IBM). В свое время для получения передовых технологий в этой области нынешним лидерам пришлось поглотить более мелкие, но обладающие большим потенциалом компании. Конечно, трудно отрицать, что компания nVIDIA сделала огромный шаг для сокращения разрыва между игровыми и OpenGL-ускорителями, но этого не достаточно, чтобы заявлять о том, что ускорители на базе RIVA TNT2 Ultra полноценно работают с OpenGL. Однако если вы являетесь пользователем программы 3D Studio MAX, то вам, безусловно, стоит присмотреться к ускорителям на базе RIVA TNT2 Ultra.
      Самое поразительное, что и в высшем эшелоне не так все просто. Например, сколько бы автор ни расхваливал OpenGL-ускоритель Diamond FireGL1, последний больше предназначен для CAD-приложений, чем для систем анимации. Обеспечивая потрясающую скорость работы при моделировании объектов, данный ускоритель не обладает мощным модулем текстурирования моделей, что критично для аниматоров и не критично для инженеров. Напротив, E&S Tornado 3000 располагает самым мощным модулем текстурирования из всех рассмотренных выше ускорителей.
      И в заключение хотелось бы сказать, что при выборе OpenGL-ускорителя в первую очередь стоит обращать внимание не на искусственные тесты, а на то, как работает ускоритель непосредственно с пакетом 3D-моделирования и анимации, который вы собираетесь использовать в своей работе. Практика показала, что часто платы, побеждающие в тестах, не обязательно являются самыми лучшими в работе. Такая ситуация возникает из-за того, что производители часто оптимизируют драйверы для наилучших результатов именно в искусственных тестах.