stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Телевидение и Интернет: кому он нужен, этот сайт?

Ирина Трухлина

      Интернет нынче в большой моде. Любой мало-мальски уважающий себя бизнесмен, политик, продюсер и т. д. непременно указывает в своей визитке адрес электронной почты. А уж организовать свое представительство в Сети - дело чести каждой солидной компании. Не отстают и телевизионщики. Причем им кажется, что ничего в этом особенно сложного нет: экран телевизора и экран монитора в чем-то очень похожи, и если удается создавать хорошие телепрограммы, то сделать "сайт" совсем просто. Однако большинство телевизионных  сайтов далеки от идеала. А все дело в том, что Интернет - это вовсе не телевизор, специфика подачи информации в Сети от телевизионной отличается очень сильно.
      Среди участников Rambler'а - одного из самых известных рейтингов русской Сети - насчитывается 214(!) сайтов и страничек компаний, так или иначе связанных с телевидением. Их так много, что в рейтинге им отведен даже соответствующий раздел. Правда, это не только сайты телеканалов и телекомпаний, но и серверы телевизионных изданий, подборки ссылок на телересурсы в Интернете и даже домашние странички "телеманов".
      Почти все телекомпании пытаются организовать на сайтах прямую трансляцию своих программ. Возникает вопрос: а зачем это делать? Обычный телевизор, который есть в каждом доме, гораздо лучше справляется с прямой трансляцией. Те же, кто практически не отходят от компьютера, пользуются специальной картой, TV-тюнером, которая вставляется в компьютер и работает так же, как и обычный телеприемник, с той лишь разницей, что трансляция телепрограмм идет в одном из рабочих окон и можно на одном экране и "дело делать", и телевизор смотреть. Ну а большинство пользователей Интернета все-таки предпочитают традиционный способ просмотра телепередач.
      "Российское телевидение через Интернет очень популярно среди эмигрантов, - так оценивает сложившуюся ситуацию коммерческий директор Интернет-агентства "ДОТ" (www.dot.ru) Тимофей Бокарев (tim@promo.ru). - Но тут тоже проблема: любой из ныне существующих сайтов телекомпаний очень быстро "упадет", если к нему будет слишком много запросов - я пока не замечал, чтобы у кого-либо из них было хорошо с хостингом".
      Другое дело - видеоархивы. Где еще, как не на сайте телекомпании, вы найдете позавчерашний выпуск новостей с нужным вам именно сегодня сюжетом? Но любой видеоматериал - это очень большой объем информации, и для того, чтобы пользователь получил возможность посмотреть его на своем компьютере, нужно этот видеосюжет скачать по модему. И тут опять встает вопрос о том, где располагается сайт, насколько он "жив и доступен" для посетителей, т. е. в конечном счете качество этой важной составляющей сайта любой телекомпании зависит от уровня Интернет-провайдера.
      Прежде чем начинать что-то делать в Сети, нужно понять: для чего, собственно, организуется сайт? К сожалению, сегодня трудно найти российскую телекомпанию, которая действительно знает, зачем она заявляет о себе в Интернете. (О редких исключениях из этого правила будет сказано ниже.)
      Что представляет собой телеканал? В основе сетки вещания - авторские программы, фильмы, новости. Понятно, что должен существовать объединяющий сайт телекомпании, где в основном дается официальная информация. Но внутри этого сайта просто необходимо размещать мини-сайты или странички авторских программ, ведущих и т. д., ведь посетители обращаются не к каналу в целом, а к конкретным программам, которые отвечают их интересам. Такие мини-сайты могли бы наладить обратную связь между аудиторией и авторами программ. Жаль, что практически все телеканалы, имеющие в Интернет свои сайты, на все эти возможности попросту не обращают внимания. И в итоге вместо хорошего сайта, который должен быть бы  у профессионального телеканала, они имеют в лучшем случае домашнюю страничку Васи Пупкина.
      Для примера обратимся к самому, пожалуй, успешному среди сайтов телекомпаний в русском Интернете - сайту НТВ (www.ntv.ru). Задумывался он как сайт представительский, вполне официальный. На первой странице - общая информация о компании, несколько картинок и меню, из которого посетитель может попасть на ленту новостей, на странички популярных передач телеканала и т. д. Есть информация для инвесторов и рекламодателей. Можно написать письмо с вопросами или пожеланиями, можно перейти на сайты дружественных и родственных телекомпаний, радиостанций и организаций. И все - ни о какой обратной связи речи фактически не идет. Больше того: по некоторым отзывам, на письма здесь отвечают редко, вероятно, руководствуясь принципом "редакция в переписку не вступает". Сверхскупой дизайн не обновляется с момента создания сайта, да и сама информация обновляется крайне редко. За одним исключением - лента новостей выходит одновременно с телевизионными новостными выпусками, а подчас даже и раньше. И секрет популярности сайта НТВ кроется именно в этом: в интересных и высококачественных новостях, представленных оперативно. Правда, уже почти полгода (с момента появления) "лента находится в стадии тестирования", а это означает, что, в принципе, новости можно раз-другой и не обновить - "мы этого не гарантируем".
      Заглянем на страницы известных программ НТВ. Наиболее широко разрекламирована страница программы Дмитрия Диброва "Антропология" (www.dibrov.ntv.ru). На телевизионном экране программа отличается современным и оригинальным дизайном и пользуется огромным вниманием среди пользователей российского Интернета. Изначально этот мини-сайт предназначался для организации постоянной и непрерывной связи со зрителями: тут и чат (возможность общения в реальном времени), и место для комментариев к отдельным передачам, и предложение присылать свои творения непосредственно Диброву. К сожалению, "игрушка" быстро надоела ее создателям, и теперь даже самые верные поклонники Дмитрия Диброва и "Антропологии" оставляют на сайте обиженные сообщения, чат чаще всего содержит вопросы: "Есть здесь кто-нибудь?" и "Куда подевался Дибров?" Другими словами, на потенциально очень интересном сайте можно ставить жирный крест до тех пор, пока не изменится отношение к нему его создателей.
      Еще один любопытный сайт принадлежит телекомпании ТСН (www.tsn.ru). Руководитель ТСН Александр Гурнов, наверное, один из самых "технически продвинутых" людей на отечественном телевидении. Недаром заставки телевизионных новостей ТСН имеют откровенно компьютерный дизайн, с "окошками", "менюшками" и псевдокурсором мыши. Сайт был создан меньше чем через год после начала вещания ТСН и по информационной насыщенности является, на наш взгляд, лучшим среди сайтов российских телекомпаний. Есть лента новостей, есть "новости дня" с картинками, есть он-лайн-вещание, видеоархив, подробная информация для возможных партнеров. Но опять же - главная особенность Интернета - интерактивность - здесь вообще не используется. Что для Александра Гурнова просто удивительно: организацией обратной связи с телезрителями он начал заниматься очень давно и то, как проводить голосование среди зрителей во время прямого эфира, было придумано именно им и его командой.
      Какой можно сделать вывод из вышесказанного? Вот мнение Тимофея Бокарева, агентство которого как раз и занимается профессиональной разработкой и "раскруткой" сайтов: "Профессионально в Рунете сделано буквально два-три сайта телекомпаний и телеканалов: СТС (www.ctc-tv.ru), "ВиД" (www.vid.ru). Наверное, больше никого и не назову. Остальное сделано ужасно. Пока у меня ощущение, что сайты для телекомпаний разрабатывают либо любители, либо люди, которые профессионально занимаются телевизионным дизайном. Я знаю массу дизайнеров, которые прекрасно работают для полиграфии или для телевидения, но в Web-дизайне ничего сделать не могут. Справедливости ради скажу, что и многие Web-дизайнеры ничего не умеют в других областях.
      Сайт, в отличие от телепрограммы, предмет довольно статичный. Конечно, здесь должны использоваться элементы фирменного стиля, отдельные дизайнерские находки, должна отражаться философия канала. Но дизайн сайта  - это совсем не то, что дизайн телеканала. Необходимо учитывать специфику Интернета: он интерактивен. Хотя на телевидении интерактивность тоже используется - телефонные опросы в реальном времени, голосование по разным вопросам вплоть до выбора следующей передачи (обычно фильма) в программе. Но вот на сайтах телекомпаний эта возможность используется очень слабо, хотя телевидению как раз эта сторона Сети могла бы дать очень много.
      Основа любого сайта - собственно дизайн, навигация и представление информации. Однако практически на всех сайтах ведущих телекомпаний эти составляющие просто отсутствуют в должном виде. Кроме того, совершенно не используется та самая пресловутая интерактивность.
      Беда в том, что все телевизионщики думают, что они могут сделать сайт своими силами, не прибегая к посторонней помощи. А настоящих профессионалов в области создания сайтов в России пока единицы.
      Телекомпании гордятся своими сайтами, дают ссылки во время передач. Но, к сожалению, допускается слишком много ошибок: то ссылка неправильная, то внутри ничего не работает. Так что пока телекомпании будут обходиться только своими силами, ничего хорошего не получится. Три-четыре года назад сайты телекомпаний в том виде, в котором они существуют сейчас, выглядели бы отлично, но сегодня они безнадежно проигрывают".
      Одной из самых больших проблем является непонимание разницы между телевизионным дизайнером и Web-дизайнером. Причина проста - люди и там и там работают с экраном, отсюда впечатление, что это одно и то же. Но Интернет - другое масс-медиа. Есть абсолютно статичная полиграфия, есть динамичное телевидение. А Интернет - это, скорее, СМИ на стыке полиграфии и телевидения. Правда, с переходом на новые Flash-технологии Интернет как СМИ становится к телевидению ближе. Уже сейчас в дизайн-студиях появился спрос на аниматоров, работавших на ТВ. И здесь как раз будет много пересечений.
      Ну а почему у телевизионных, а тем более полиграфических дизайнеров не получается Web-дизайн, вполне понятно. Во-первых, существуют разные браузеры, которые по-разному отображают картинки. Во-вторых, то, что нарисовано, нужно еще реализовать технически. И далеко не всегда те смелые идеи, которые возникают у оффлайновых дизайнеров, могут быть технически исполнены, когда речь идет о Web-дизайне. Ну а потом, то буйство красок, которое свойственно полиграфии, в Интернете просто невозможно: здесь идет битва за объем информации - чем меньше, тем лучше. В-третьих, на экране любого телевизора, будь то диагональ 14 или 29 дюймов, изображение выглядит совершенно одинаково. А у пользователей Интернета разные мониторы с разным разрешением, и картинка, которая на мониторе с высоким разрешением выглядит здорово, на мониторе похуже качеством может просто начать расползаться.
      И наконец, непонимание специфики СМИ. Если на телевидении информация выдается последовательно, в каждый момент времени, то в Интернете это может происходить и последовательно, и параллельно, и с перекрестными ссылками.
      Каков вывод из всего вышеизложенного? Будем ждать, когда телекомпании придут к пониманию того, зачем им нужен свой сайт в Интернете. Впрочем, это касается не только телекомпаний.

Ирина Трухлина
Пресс-секретарь компании "Зенон Н.С.П.". Закончила факультет журналистики МГУ, долгое время занималась телевизионной критикой. Телевизор смотрит в силу профессиональной привычки. В свободное время увлекается фотографией, любит хорошее кино, джаз и черный кофе без сахара. Мнение о Сети: «Как бы ни был велик Интернет, но реальный мир все равно больше».
E-mail: rira@zenon.net