stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

      Уважаемая редакция!
      Ознакомившись со статьей Джима Фили “Сравнение форматов видеозаписи”, опубликованной в “ЦВ”, №3’99, мы были удивлены, не увидев среди тестируемых форматов Betacam SX. В связи с этим возникает вопрос, чем вызвано игнорирование этого формата: бесперспективностью в области вещания из-за малой распространенности, высокой степенью компрессии или другими причинами?

Ю.Г.Сураев, ГТРК “Самара”

      Уважаемый господин Сураев!
      Отсутствие формата Betacam SX среди тестировавшихся в статье Дж. Фили, конечно же, не связано с какими-либо негативными свойствами этого вещательного цифрового формата фирмы Sony. Скорее, это просто выбор автора: он старался сопоставить оборудование одного класса — на базе компрессии DV — с привычным качеством аналогового Betacam SP и цифрового вещательного формата Digital Betacam, который на протяжении последних шести лет служит эталоном качества в цифровых производственных комплексах. Возможно, автор имеет планы представить результаты тестирования Betacam SX в другом своем материале — это было бы логично. Поэтому, вероятно, данный вопрос было бы уместно задать господину Фили, но в его отсутствие постараемся ответить сами.
      Главная особенность Betacam SX состоит в том, что это первый формат цифровой видеозаписи на основе “студийного” вещательного стандарта цифрового сжатия MPEG-2 422P@ML.
      В отличие от описанных в упомянутой статье форматов на базе компрессии DV, создававшихся как недорогое решение для новостийных применений и экономичной несложной компоновки программ, в Betacam SX заложен значительно больший запас качества и универсальности применения.
      Так, на уровне записи сигналов на полудюймовую ленту можно отметить, что в Betacam SX предусмотрено раздельное кодирование сигнала яркости Y (8 бит/13,5 МГц) и двух цветоразностных сигналов CR и CB (8 бит/6,75 МГц). При воспроизведении видеофонограммы обеспечивается исходная полоса частот этих сигналов (5,75 и 2,75 МГц соответственно), что является большим достоинством формата с точки зрения выполнения цветовой рир-проекции высокого качества. Для профессионала это без комментариев означает, что Betacam SX позволяет осуществлять качественную компоновку программ с применением многослойного монтажа и спецэффектов.
      Другим важным обстоятельством и одной из основных причин разработки данного формата является его совместимость с международными стандартами компрессии MPEG-2; это обеспечивает возможность свободного обмена информацией по компьютерным сетям и каналам цифровой связи — как в рамках крупной телевизионной станции, так и при передаче сигнала на большие расстояния.
      Интересная ситуация сложилась вокруг споров по поводу компрессии, примененной в Betacam SX. В начале 80-х гг., когда разрабатывался формат D-1, сама идея применения алгоритмов сжатия в цифровой записи категорически отвергалась. Однако в дальнейшем под влиянием убедительных аргументов экономического и эксплуатационного характера начались работы по использованию так называемого дискретного косинусного преобразования, сулившего уменьшить расход магнитной ленты в два-пять раз.
      В результате в 1993 г. появился вещательный формат Digital Betacam Sony, а несколькими годами позже — международный бытовой формат DV. В том и другом был использован принцип внутрикадрового сжатия информации (что является свидетельством, по сути, родственной природы, с точки зрения математических процессов, этих двух, казалось бы, далеких друг от друга стандартов видеозаписи на ленту!). Так, Digital Betacam оказался в полтора раза экономичнее Betacam SP по расходам магнитной ленты. На кассету с лентой одинаковой длины умещается в среднем в полтора раза больше информации: 90 мин в cлучае Betacam SP означают 124 мин записи в Digital Betacam.
      Стандарт DV, кроме большей длительности записи, обеспечиваетменьший вес и габариты кассет и оборудования. Успех аппаратуры DV обусловил разработку улучшенных форматов для профессионального применения — DVCAM (Sony) и DVCPRO (Panasonic), также с внутрикадровым сжатием.
      В 1996 г. Sony разработала еще более экономичный формат — Betacam SX на основе межкадрового сжатия с коэффициентом 10:1 (статистически вдвое-втрое меньше). Многие специалисты засомневались в его жизненности, имея в виду сильное сжатие видеоданных и некоторые особенности реализации высокоточного видеомонтажа. Однако Sony успешно преодолела необоснованный скептицизм потенциальных пользователей с помощью ряда решений для своих аппаратов Betacam SX. В настоящее время популярность этого формата растет, в том числе и потому, что мировая техническая общественность осознала универсальную применимость и перспективность стандарта MPEG-2.
      В 1998 г. Европейский союз вещания (EBU) предложил отказаться от использования в ТВ-системах, объединяемых в сети, прежнего стандарта цифрового сжатия M-JPEG в пользу стандарта MPEG-2 422P@ML. Поэтому весьма важно, что формат Betacam SX стал первым форматом цифровой видеозаписи, базирующимся на студийном стандарте цифрового сжатия MPEG-2 422@ ML — основы современного цифрового телевизионного вещания.
      Как и видеомагнитофоны с внутрикадровым сжатием, аппараты Betacam SX обеспечивают абсолютную точность (+/-0 кадр) видеомонтажа в режимах вставки и продолжения. Применение 13-миллиметровой магнитной ленты обеспечило возможность воспроизведения на аппаратах Betacam SX огромного множества накопленных архивов аналоговых видеокассет Betacam и Betacam SР, а при необходимости и использования этих легкодоступных видеокассет для записи на них в камкордерах и видеомагнитофонах Betacam SX — в цифровом формате.

Вадим Милехин,
отдел профессионального оборудования представительства компании Sony в Москве