Цифровые видеомагнитофоны
Льюк Хоунз
Сравнение трех цифровых видеомагнитофонов компаний Panasonic и Sony
AJ-D95DC DVCPRO50 |
Panasonic |
AJ-D450 DVCPRO |
Panasonic |
DSR-40 DVCAM |
Sony |
Раньше все было просто. Существовали видеомагнитофоны вещательного, профессионального и бытового (потребительского) классов. Иначе говоря, с дюймовой лентой, с лентой в 3/4 дюйма, а также VHS. Бытовая аппаратура лежала у нас дома под телевизором, а профессиональная находилась в конференц-зале фирмы или в дальнем углу студии фоторепортера. Вещательную аппаратуру можно было увидеть в телестудии или на одной из новомодных станций кабельного вещания. Бывали, конечно, и исключения: так, видеомагнитофоны профессионального класса порой попадали на телевещание, но большей частью аппаратура каждого класса использовалась там, где ей было положено, и все мы жили спокойно.
Теперь уже не так. Может быть, это началось с Hi8 и S-VHS. Но примерно с начала 90-х гг. прежние представления стали рушиться. Репортеров телевидения начали вооружать потребительскими камкордерами (их стали называть профессионально-бытовыми или полупрофессиональными). Стандарт IEEE 1394 (он же FireWire и iLink), охватывающий форматы цифровой видео- и аудиозаписи, а также управление записывающей аппаратурой, появился на потребительском рынке и теперь продвигается вверх, против обычного направления движения технических новшеств. Старые определения уже не годятся, и производители стараются понять, чего же хочет новый трудноорганизуемый рынок от видеомагнитофона. Пожелаем им в этом успеха.
Одна из вещей, не переживших этих перемен, - ручка покадровой и обратной протяжки на передней панели. Сейчас я не могу вспомнить ни одного цифрового видеомагнитофона ценой менее $10 тыс., где есть эта ручка, а я по ней скучаю. В то же время видеомагнитофоны приобрели очень насыщенные меню. Давно осталась в прошлом устаревшая конструкция, в которой часть передней панели откидывается, открывая панель переключателей. У многих видеомагнитофонов сохранились небольшие откидные крышки, за которыми находятся переключатели, но они продублированы экранными меню.
Вашему вниманию предлагается описание трех новых моделей видеомагнитофонов, существенно различающихся по своим функциональным возможностям и стоимости. Хотя качество сигнала - один из важнейших факторов при выборе видеомагнитофона, эта характеристика здесь не рассматривается1. Я оцениваю каждый видеомагнитофон с точки зрения моих потребностей как руководителя независимой студии. Каковы эти потребности?
Во-первых, я должен убедиться, что видеомагнитофон имеет функцию записи, которая мне нужна. На рынке сколько угодно магнитофонов, работающих только на воспроизведение, но они меня не интересуют. Мой опыт показывает, что когда я приобретаю видеомагнитофон без записи (а со мной такое бывало не раз), то всю оставшуюся жизнь ругаю себя за то, что не могу на нем записывать. Да, я кое-что сэкономил, но записывать-то нельзя. Никогда. Теперь я только качаю головой, глядя на такие видеомагнитофоны.
Менее дорогостоящие пишущие видеомагнитофоны часто могут лишь просто записывать, тогда как функции монтажа (вставка и продолжение) имеются у монтажно-записывающих видеомагнитофонов. Мне нужен именно такой видеомагнитофон, так как я могу использовать его в качестве рекордера в системе линейного монтажа. Я понимаю, что эта функция может быть излишней, если я работаю на нелинейной монтажной системе. Вам не потребуется делать вставки и продолжение на видеомагнитофоне, если весь монтаж вы делаете на жестком диске. Достаточно иметь лишь устройство воспроизведения, на котором можно вести простую запись. Два из рассматриваемых здесь устройств -Panasonic AJ-D95DC и Sony DSR-40 - являются записывающими, а Panasonic AJ-D450 - монтажно-записывающим.
Во-вторых, мне необходимо управлять видеомагнитофоном. Предпочтительным протоколом управления является RS-422, которому соответствует 9-контактный разъем на задней панели большинства магнитофонов. Этому стандарту отвечают сигналы и кабели управления в системах Avid и Media 100, а также системы управления фирм Diaquest и Pipeline для Adobe Premiere. Нестандартные параллельные порты управления ушли в прошлое. В некоторых моделях еще можно увидеть LANC и Control-S, но обычно они дополняют, а не заменяют порт RS-422.
В-третьих, мне нужна возможность установки тайм-кода. Это одна из причин, по которой я предпочитаю приобрести видеомагнитофон, вместо того чтобы просто использовать видеокамеру. Оба аппарата Panasonic позволяют прописывать новый тайм-код, а Sony DSR-40 - нет.
В-четвертых, для меня очень важны входы и выходы видео и звука, так как они определяют, какое у меня будет качество сигнала и с каким оборудованием можно будет стыковать видеомагнитофон. Обе модели Panasonic допускают оснащение цифровыми видео- и аудиоинтерфейсами стандарта SDI, хотя в обычной комплектации они имеют только аналоговые входы и выходы. Устройство Sony DSR-40 имеет порт интерфейса IEEE 1394, но в нем отсутствуют дополнительные посадочные места для установки портов SDI. Для аналоговых входов, как я считаю, минимально приемлемое качество сигнала обеспечивает S-Video; многие видеомагнитофоны сегодня поддерживают и компонентный сигнал YUV.
В-пятых, я должен учесть и то, каким форматом будет пользоваться моя клиентура. Будет ли это DVCPRO, DVCPRO50, DVCAM, DV, а может быть, даже Digital S фирмы JVC? Необходимость выбора среди этих конкурирующих, плохо совместимых между собой форматов создает на рынке большую неразбериху.
Как насчет ускоренной пересылки видео и звука в систему нелинейного монтажа? Такая возможность остается привлекательной, но малодоступной с тех пор, как цифровые видеомагнитофоны впервые появились на рынке. Ни одно из рассматриваемых устройств этой функции не имеет, но при нынешнем соотношении цены и производительности лишь немногие могли бы себе это позволить, за исключением новостных студий, где требуется высокая оперативность.
Итак, обратимся к цифровым видеомагнитофонам стоимостью ниже $10 тыс. В настоящей статье нет моделей JVC с форматом Digital S, так как мы не смогли получить их для обзора, но есть представители устройств, работающих с остальными форматами DV (DVCPRO, DVCPRO50, DVCAM и miniDV): Panasonic AJ-D95DC, Panasonic AJ-D450 и Sony DSR-40. Здесь мы имеем разнообразные опции и форматы - от композитного аналогового видео до SDI. Эти видеомагнитофоны функционально различаются между собой, так что среди них обязательно должен найтись такой, который делает именно то, что вам требуется.
Panasonic AJ-D95DC |
DVCPRO И DVCPRO50
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ
$9995 |
Достоинства |
Компактный рекордер с питанием от постоянного и переменного тока, что дает возможность пользоваться им как при внестудийной работе, так и в студии. Поддерживает широкоэкранный формат и четырехканальный звук фирмы Panasonic, а также видеосигнал 4:2:2 формата DVCPRO50. Хорошо развитая и очень удобная система меню. |
Недостатки |
Цена слишком высока для минимального набора функций записи и ограниченных средств ввода/вывода. Поддерживается ввод/вывод только аналогового композитного видео, нет факультативной платы SDI. |
Резюме |
Этот легкий настольный видеомагнитофон стоит рассматривать, если вы работаете с DVCPRO50. |
Panasonic AJ-D450 |
ЗАПИСЬ DVCPRO;
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ DVCPRO, DVCAM И DV.
DVCPRO50 НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ
$8100 |
Достоинства |
Монтажно-записывающее устройство, хорошо работает с нелинейными и линейными монтажными системами. Поддерживает монтаж в режимах продолжения и вставки. Ввод/вывод видео и звука удовлетворит многие студии. Поддержка разных форматов воспроизведения смягчает неудобства, связанные с войнами DV-форматов. |
Недостатки |
Функциональные возможности D450 несколько устарели для магнитофона данной ценовой категории. Следовало бы дополнительно обеспечить поддержку IEEE 1394 или DVCPRO50. |
Резюме |
Надежный вариант для традиционной видеостудии. Имеет все необходимые средства ввода/вывода видео и звука для сопряжения с линейными системами и нелинейными комплексами типа Avid и Media 100. |
Sony DSR-40 |
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЗАПИСЬ
DVCAM И DV
$4000 |
Достоинства |
Компактное устройство, имеет ввод/вывод iLink, выход аналогового YUV, управление RS-422, вход сигнала внешней синхронизации. Несложные операции для малых и больших студий. |
Недостатки |
В связи с малым числом функций записи и отсутствием настройки тайм-кода наличие выхода YUV, звукового выхода XLR и управления RS-422 может оказаться недостаточным для выбора DSR-40 вместо DSR-20. |
Резюме |
Новые функции данного устройства не слишком отличаются от уже имеющихся на рынке: DSR-20 - для работы с iLink и D450 - для традиционной студийной работы. |
Полный текст статьи в Интернет-архиве недоступен. Читайте его в бумажной версии журнала "Цифровое видео" №6'1999/декабрь.
|