stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Помножим технологию на творчество

Владимир Грамматиков:
«Первое, что меня интересует, - про-из-вод-ство. Не теоретические концепции, не фонды всякие, а непосредственные производители. Те, кто своими руками что-то делает для детей».

Москва, 10 ноября, 1999 г.

С Владимиром Грамматиковым, директором киностудии им.Горького, беседует Нина Шагурина

      Когда моя дочка была совсем маленькой, она раз десять посмотрела фильм "Мио, мой Мио". Увидев это название на афише, она снова и снова тянула меня в кинотеатр,а когда немного подросла, готова была ехать в любой конец Москвы, чтобы еще раз увидеть свое любимое кино. К стыду своему, я только недавно узнала, что режиссер этого фильма - Владимир Александрович Грамматиков и, пользуясь служебным положением, с удовольствием благодарю его за ту радость, которую он доставил моему ребенку.
      Уже первой своей короткометражной студенческой работой "Тайфун, фас!" Владимир Грамматиков заявил о себе, как о незаурядном мастере детского кинематографа. Первый полнометражный фильм "Усатый нянь" подтвердил это. Потом были "Шла собака по роялю", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Сестрички либерти", "Осенние соблазны", "Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке", "Маленькая Принцесса", "Привет от Чарли Трубача", практически все они отмечены призами отечественных и международных фестивалей.
      Я собиралась поговорить с Владимиром Александровичем о том, как современные технологии приживаются в реальном кинопроизводстве и на киностудии им. Горького, которой он руководит, но наш разговор все время уходил в сторону, к проблемам детского кинематографа, детского телевидения, детских образовательных и развлекательных программ.
      Все эти темы для Владимира Грамматикова не просто работа, это смысл его жизни.

      - В принципе наша стратегическая концепция базируется на убеждении в том, что современная киностудия - не просто кинофабрика. Мы уже ведем работу в этом главном для нас направлении, доказывая свою правоту и нашему правительству, и кинематографическому сообществу. Мы готовим указ президента и постановление правительства о создании при студии российского детского центра визуальных искусств. Что это такое? Мы хотим сохранить то немногое, что остается еще в кинопроизводстве, к этому добавляем производство телепередач и сериалов для детей и подростков. Производство сериалов для подростков - это абсолютная необходимость, это сейчас наиболее актуально. Западные детские сериалы, которые идут на телевидении (скажем, французский "Элен и ребята"), для наших детей - марсианская жизнь, ну не из их это жизни! Поэтому производство таких - и пусть их называют обидным словом - "мыльных опер", не дорогостоящих, но из нашей жизни, отвечающих на вопросы, стоящие перед нашими подростками, я считаю, крайне необходимым. Мы заканчиваем строительство собственной телевизионной студии, где будем ставить декорации и заниматься производством таких сериалов. Кино или телепродукт? Важно делать именно телепродукт - это именно то, что дойдет до массового зрителя. Центр должен создавать национальный продукт. Какая бы Дума, в каком бы составе ни была избрана, закон о квотировании эфира, регламентирующий соотношение зарубежной и отечественной телепродукции, будет принят, и телевизионные каналы вынуждены будут реанимировать собственное производство.
      На наших центральных каналах детское вещание практически истреблено, закрыты все редакторские отделы и производственные структуры. То, что еще выпускается, - последние крупицы, чудом уцелевшие. Почему это произошло? Потому что было совершено величайшее преступление, и мы попустительствовали этому, утверждая, что на детском вещании не должно быть рекламы. Вот тут мы и подписали себе приговор. Должна быть реклама, но только не внутри передачи, а до и после. Конечно, на детском вещании рекламировать можно товары, предназначенные для детей, - и только, но что можно и что нельзя, очень легко регламентировать. Лишившись рекламы, детское вещание рухнуло. А добили его пресловутым словом "рейтинг". Рейтинговые передачи, нерейтинговые передачи... Так вот, детские передачи стали нерейтинговыми. Но есть же государственная ответственность... Как раз через этот канал мы хотим возвратиться к государственной идеологии. Дети и подростки без идеологии и мы как производители вместе с ними просто чахнем, мы не можем существовать вне идеологии.
      Вот уже три года на базе детского российского центра в Орленке, а это последний оплот наших детей на Черном море, мы проводим Фестиваль визуальных искусств. Здесь собираются кинопроизводители, аниматоры, создатели компьютерных программ, производители телепродукции. В этом году были представлены региональные программы, которые, на мой взгляд, во многом лучше, чем центральные. Первое, что меня интересует, - про-из-вод-ство. Не теоретические концепции, не фонды всякие, а непосредственные производители. Те, кто своими руками что-то делает для детей.
      Мы хотим разработать специальные образовательно-просветительские программы для школ. Сейчас мы приступаем к переговорам с Министерством образования о том, чтобы сделать экранизации из нашей классики. В первых таких 12 сериях мы планируем взять из фильмов лучшие получасовые фрагменты и дополнить их 15-минутными комментариями известных людей, педагогов. А может быть, и спортсменов, почему бы и нет? Может быть, известный спортсмен скажет, что "Капитанская дочка" - это его любимая книга. Далее, мы собираемся поддерживать компьютерные игры с российским уклоном. Ребенок садится за компьютер, и его уже не оттащить, и не нужно оттаскивать, нужно тихо подменить черепашек ниндзя Ильей Муромцем, нужно, чтобы ребенок сражался на Курской дуге или на Бородинском поле. Эти программы нужно разрабатывать. Есть у нас потрясающие творческие люди, которые делают такие программы, но этим мозгам необходимо творческое дыхание. Вот этим мы как раз и занимаемся - синтезом технологии и творчества.
      - Вы хотите внедриться в область производства мультимедиа-программ? Или просто хотите использовать, то, что уже создано?
      - Ну естественно, есть очень хорошие разработчики, которые делают программы для школьного образования, есть много фирм, нам нужно просто соединяться и делать какой-то общий продукт.
      - Киностудия имени Горького будет каким-то образом привлекать мультимедиа-разработчиков?
      - Конечно, мы уже это делаем. Это нормально. Здесь есть среда, а они бьются в одиночку и что-то изобретают. Но это глупо, лучше их мозги, их технологии помножить на наше творческое обеспечение. Мы же можем сделать героя, популярного у подростков, и этот персонаж будет бороться за справедливость. Тут скрыты огромные возможности. Осталось не так много искренних людей, которые занимаются производством мультимедиа-программ. Мы знаем их пофамильно и в лицо. Что нам делить? Делить-то уже нечего! Сейчас нужно соединить наши возможности, и все будет нормально. В этом я не сомневаюсь.
      Кино, телевизионное производство, образовательные и просветительские передачи, компьютерные игры - все это дает возможность прорваться, наконец, к давнишней моей мечте - сделать российскую детскую видеоэнциклопедию, которая сначала будет на CD-ROM.
      - Наверное, уже на DVD надо делать?
      - На DVD, конечно. Ребенок может сыграть во что-то, потом игровой момент убирается, и тогда на VHS-носителях, которые по всем провинциям России распространяются, составляется потрясающее пособие для школ. Можно взять тысячелетие принятия христианства, можно строить на персоналиях, на событиях. Это синтезируется из чего? Это ожившие гравюры, подкова лошади Наполеона, можно в мультипликате рассказать о событиях со своей точки зрения. В общем, это некий занимательный продукт. Я его замыслил после того, как сделал "Улицу Сезам" - большой проект образовательных и просветительских программ для дошкольников. Благодаря ему я приобрел потрясающий опыт именно синтеза, я знаю, как составлять тематические вещи для подрастающего поколения. Это как гомеопатия разбрасывается на сладкие шарики, а не на горькие пилюли, и это можно реализовать во всех доступных сегодня новых технологиях.
      Теперь о новых технологиях. Дело в том, что в принципе во все времена появляются технологические прорывы, и они нуждаются в обеспечении интеллектуальном, творческом. Но между ними всегда есть некий разрыв. Когда появилась компьютерная графика и шагнула в жизнь в малых формах - в рекламе и прочем, она плохо использовалась в масштабах нашего кинематографического пространства. Причины тому разные: сначала - бешеные цены за секунду, а главное - она просто не входила в творческие размышления режиссуры. Сегодня уже потихонечку происходит процесс согласования.
      - Вообще процесс адаптации художника к технологии - это очень болезненный процесс и не только у нас, но и во всем мире.
      - Конечно, есть некое неприятие, ну и ничего страшного. Не надо ничего насаждать. Насаждать новые технологии - безумие, технология и художник должны пройти естественный путь навстречу друг другу.
      - Технология тоже должна дозреть до художника, и мне кажется, что это происходит именно сейчас. То, на чем Спилберг делал свои первые опыты, теперешних компьютерных художников привело бы в ужас своей примитивностью, а сейчас, например, Дмитрий Наумов говорит, что на Майе уже можно аниматорам работать.
      - Совершенно верно, я видел Майю, знакомился с ее возможностями в Школе реального времени, мне было интересно оценить ее с позиции художника, с учетом его психологического восприятия. Важно открыть в себе возможность представления о предмете. Я знаю, насколько консервативно творческое мышление. Люди мыслят привычными категориями, в привычной среде, и когда им говорят "ну подожди, это можно же сделать еще и вот так", у них первое - "нет!"
      - И это, возможно, правильно. Ведь, чтобы художник принял новую технологию, он должен ее почувствовать, должен произойти некий процесс расширения сознания.
      - Естественно. Это путь, который мы сейчас, я убежден, пройдем, потому что новые разработки уже менее технократичны, они предоставляют художнику больше творческой свободы. Они дают больше простора для фантазии и в пластике, и во всем прочем и оставляют возможность субъективного взгляда на предлагаемые обстоятельства, а это есть первое условие творчества. Поэтому я убежден, что в ближайшее время какой-то постановочный творческий проект с применением новейших технологий будет возможен и скорее всего на телевидении.
      - А у Вас есть для этого современная технологическая база?
      - У меня нет финансовых возможностей строить свою базу. Но мы люди хитрые, поэтому здесь, у себя под рукой, мы приютили серьезных людей, с которыми с удовольствием войдем в альянс. В частности, я имею в виду творческие студии, их несколько, и компанию "Тивионика" - одного из главных поставщиков цифрового видеооборудования. Мы, безусловно, будем сотрудничать.
      Кино - все-таки сложная вещь, перевод на оптику и прочее, прочее, прочее. Что касается телевизионных программ, то сначала я очень хотел перетащить сюда и здесь использовать виртуальную студию и "Арт-галерею", которая располагается в Останкино. Но сейчас я от этого отказался, потому что это уже вчерашний день. Если бы мы "сели" на эту технологию и уже пытались ее использовать, то одной ногой остались бы во вчера. Наши исследования показали, что сейчас есть новые возможности, более интересные новые технологии и лучше переходить сразу в завтрашний день.
      - По следам "Пилота"?
      - Ну почему, это не единственная возможность.
      - Но нет ничего круче и дороже. Но, конечно, это только одна технологическая ветвь. Есть системы Motion Capture, есть графика, есть 3D, но, может быть, еще важнее производственный процесс. Цифровые технологии, нелинейный монтаж. Возможно, как раз это и является определяющим. Как раз в телепроизводстве.
      - Да, конечно, это удешевление и упрощение производства, сокращение сроков. Мы тоже закупаем аудио- и видеооборудование и потихонечку строим свою современную производственную студию.
      - Для телепрограмм прежде всего?
      - Для кино- и телепрограмм, но в основном, конечно, навалились на телепроизводство, потому что для нас телепродукция первостепенна.
      - Это как бы и проще сделать, и в вашу концепцию, которую вы на детей нацелили, укладывается?
      - Безусловно. Сейчас все упирается в современную технологию, и мы без нее не выберемся. Такие вот "глобалки" и частности.