stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Робот-оператор Cyber-Cameraman

Аркадий Дубинин

      "Впереди планеты всей!" - под этим девизом не устает жить наша столица. В начале девяностых мы переплюнули весь мир по числу бирж, а затем банков на душу населения. В середине девяностых количество компьютеров Silicon Graphics в московских компаниях было сопоставимо с числом секунд графики, появляющейся на телеэкранах. Сейчас, похоже, пришел новый бум, связанный с использованием систем Motion Control. В Москве работают три киностудии (мультстудии и ЦСДФ не в счет - имеются в виду коммерческие киносъемочные студии) и есть три системы фирмы Mark Roberts Motion Control (правда, две из них находятся на одной и той же - Центрнаучфильм, но эта система мобильна и уже побывала "в гостях" и на Мосфильме, и на киностудии им. Горького). Соотношение рекламных роликов и музыкальных клипов, снимаемых с помощью Motion Control и по традиционной технологии, приближается к единице. Растет опыт операторов, но вместе с тем возрастают трудности, связанные с сопряжением съемки и постобработки. В этой статье я постараюсь дать несколько практических рекомендаций для разных групп специалистов, которые, надеюсь, помогут свести проблемы к минимуму.
      Группа первая - сценаристы, режиссеры, художники. Система Motion Control (MC) предназначена для прецизионного управления движением камерой, точного повторения этого движения любое число раз и выдачи траектории камеры для совмещения с компьютерной графикой. Не следует применять ее для других целей, например для простой замены съемочного крана. Потеряете время, деньги и, возможно, вообще не получите желаемого результата.
      Камера на кране MC - это не камера в программе компьютерной анимации. Она имеет ограничения по движению, причем большие, чем при обычной съемке. Не требуйте от оператора головокружительных траекторий. Последствия могут быть те же.
      Кран MC - это программируемый робот. Создание и особенно корректировка его траектории, как и любое программирование, требуют времени. Не торопите оператора и будьте готовы на просьбу о незначительном, казалось бы, изменении услышать, что на это потребуется целый час.
      Оператор крана, как правило, имеет чисто техническое образование, и ему не всегда легко понять, что от него требует художник (режиссер). Объясните творческую задачу своему оператору-постановщику - ему легче перевести ее на технический язык.
      Группа вторая - операторы-постановщики. Перед съемкой проведите тесты и поговорите с оператором крана о возможных трудностях в решении вашей задачи. Съемка с использованием MC только кажется похожей на съемку с обычным краном. То, что легко в одном случае, очень не просто в другом, и наоборот. Например, абсолютно прямая траектория от одной точки к другой и ровная дуга, труднодостижимые при проводке руками, - элементарная задача для MC, а вот простая корректировка ракурса может привести к самым неожиданным, чаще всего нежелательным, последствиям.
      Не говорите оператору MC, что должен делать кран, - объясняйте только, как должна двигаться камера.
      Не ставьте свет до окончания работы над траекторией. В лучшем случае потратите время на перестановку, в худшем - разобьете несколько приборов (о такой катастрофе, как разбитая камера лучше даже не думать). Кран MC весит более полутонны и останавливаться мгновенно не умеет!
      Постарайтесь быть буфером между творческой и технической половинами съемочной группы.
      Третья группа - операторы крана MC. Совет единственный, но очень важный. Траектория крана (не камеры) должна быть простой! Чтобы переместить камеру из одной точки в другую, ему совершенно не нужно совершать головокружительные пируэты. Milo имеет восемь степеней свободы - старайтесь не использовать их все. Не корректируйте кривые управления движением без крайней необходимости.
      Ну и последняя группа - художники компьютерной графики и спецэффектов. С вами тоже все просто. Обязательно до съемки проведите несколько тестов и проверьте правильность конвертации траектории в вашу анимационную программу. Особое внимание обратите на фокусное расстояние объектива. При совмещении съемки и графики с несовпадающей перспективой может создаться ощущение, что реальная и компьютерная камеры движутся вообще в противоположных направлениях.
      Управляющий компьютер выдает траекторию точно, но опорные метки и измерения рулеткой все равно не помешают. Проблем с последующим совмещением будет намного меньше.
      Наконец, рекомендация для всех. Кран MC - тяжелая и мощная, но очень точная машина. Без надобности не стойте близко, особенно во время съемки - это опасно. Смотрите под ноги, не задевайте провода, не наступайте на рельсы! И не давайте советов, когда об этом не просят. Удачной съемки.