stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЦИФРОВОГО ВИДЕО"

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке


Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В этой части курса рассказывается, почему при подборе осветительных приборов важно учитывать их световую температуру.

Цветовая температура

Другой важнейшей характеристикой светового излучения, которую необходимо учитывать при организации освещения при съемках, является цветовая температура. Посмотрите внимательно на приведенную фотографию: при съемке в качестве освещения служили солнечный свет (справа) и обычная электрическая лампа (слева). Оба эти источника в обычных условиях глаз человека воспринимает как источники белого света. И только, глядя на них одновременно, мы можем заметить, что излучаемый ими свет имеет различные оттенки. Дело в том, что зрению человека присуща уникальная способность корректировать цвет источников освещения, имеющих различные оттенки белого. Но, как это ни удивительно, при просмотре видео или художественного фильма эта способность не проявляется. В отдельных сценах восприятие цветов корректируется, но цветовые сдвиги в соседних кадрах глаз четко регистрирует, и это приводит к раздражающему эффекту.

Цвет светового излучения может быть любым - от инфракрасного до ультрафиолетового, однако, для освещения во время съемки, как правило, используют источники с цветовой температурой 3200К (приборы с лампами накаливания) и 5400К (естественный дневной свет).

Цветовая температура солнечного света

В зависимости от времени суток, наличия дымки или смога в атмосфере, а также от географических координат места цвет солнечного света может меняться в достаточно широких пределах.

В ранние утренние и предзакатные часы Солнце располагается на относительно небольшой высоте по отношению к поверхности Земли, поэтому его лучам приходится преодолевать значительно более длинный путь в атмосфере. Обратите внимание на разную длину красных линий на рисунке. Более длинная линия соответствует расположению Солнца над земной поверхностью при восходе и закате. При прохождении солнечного света через атмосферу его компоненты, относящиеся к синей части спектра (с короткой длиной волны), поглощаются в большей степени, чем те, которые относятся к красной. Поэтому цветовая температура солнечного света сдвигается в красную зону спектра, что и обуславливает красный цвет Солнца на утренней и вечерней зорях.

В середине дня расстояние, которое приходится преодолевать солнечным лучам в атмосфере, сокращается, и цветовая температура прямого солнечного света повышается до 5400-5500К.

В процессе перемещения Солнца по безоблачному небосводу изменения цветовой температуры солнечного света незначительны, резкие ее изменения происходят только, когда оно заходит за облака, а затем появляется вновь. Сильная облачность или наличие дымки в атмосфере также влияют на цветовую температуру, если камеру не сбалансировать под эти условия, то при таком освещении кожа актеров приобретет холодный, синеватый оттенок.

Источники искусственного освещения

Как уже отмечалось, цветовая температура 3200К является стандартной для источников освещения, применяемых при съемке телевизионных программ. Свет, излучаемый такими источниками, имеет красноватый оттенок. На приведенном рисунке видно, что в свете ламп накаливания присутствует много компонентов, относящихся к желтой и красной областям спектра.

Но далеко не все лампы накаливания характеризуются цветовой температурой 3200К, так, например, у обычной электрической лампы мощностью 100 Вт она составляет порядка 2850К. А свет пламени свечи (это обязательно следует учитывать тем, кто любит снимать при свете свечей) еще больше смещен в красную область спектра и имеет цветовую температуру около 1900К.

Современные видеокамеры оснащены функцией настройки баланса белого, что позволяет проводить съемку, используя любые из перечисленных выше источников освещения. Однако существуют источники искусственного освещения, для которых правильно настроить цветовой баланс (баланс белого) достаточно трудно.

Источники с неравномерным излучением света

Для флюоресцентых ламп, в отличие от ламп накаливания с вольфрамовой нитью, характерно неравномерное излучение. Свет флюоресцентных ламп состоит из отдельных вспышек в узких цветовых диапазонах, преимущественно в сине-зеленой области спектра. Обычно наше зрение их не воспринимает, и мы видим ровное световое излучение, но такие цветовые вспышки могут искажать изображение на видео.

Сине-зеленые оттенки всегда присутствуют в отснятом при флюоресцентном освещении видео, однако, последние достижения в области улучшения цветопередачи ПЗС видеокамер позволили значительно снизить этот эффект.

Флюоресцентные лампы, или лампы дневного света

Средняя цветовая температура флюоресцентных ламп, которые часто еще называют “лампами дневного света”, составляет 6300К. Посмотрите на рисунок и обратите внимание на резкие скачки интенсивности в сине-зеленой области спектра. В таком освещении будут преобладать сине-зеленые тона, а оттенки красного будут приглушены.

Некоторые видеокамеры комплектуются специальными флюоресцентными фильтрами, которые входят в наборы сменных фильтров. Но даже их использование не позволяет полностью устранить несбалансированность цветовых характеристик люминесцентных ламп. Ведь существует около 30 видов подобных ламп, и каждый из них имеет свои отличительные цветовые характеристики.

Флюоресцентные лампы, дающие мягкий белый свет

Среди обычных бытовых флюоресцентных ламп, есть такие, которые не создают излишних проблем с цветовой температурой, они дают мягкий белый свет с температурой 3200К. И хотя при освещении даже этими лампами объект съемок будет представлен в немного тусклых и зеленоватых тонах, с их помощью удается добиться вполне приемлемого результата. Их применение оправдано, когда цветовой баланс камеры установлен по белой карте и допускается не совсем безупречное воспроизведение цветов.

Чтобы избежать непредсказуемых эффектов, которые способны преподнести бытовые флуоресцентные лампы, большинство операторов часто просто выключают их и подключают собственное осветительное оборудование.

Сбалансированные флюоресцентные лампы

Ранее мы говорили об обычных флюоресцентных лампах, однако, в последние годы, по крайней мере, две фирмы, стали выпускать специальные флюоресцентные лампы повышенной яркости. Благодаря применению особых химических составов разработчикам удалось сгладить скачки интенсивности в световом спектре, характерные для обычных люминесцентных ламп.

Осветительный модуль, составленный из сбалансированных флюоресцентных ламп, позволяет получить на большой площади мягкий, практически не дающий теней свет. Этот тип освещения завоевывает все большую популярность: по сравнению с обычными студийными осветителями, такой модуль расходует гораздо меньше электроэнергии и выделяет значительно меньше тепла.

Осветительные модули, составленные из флюоресцентных ламп, не могут проецировать свет на значительное расстояние, поэтому их используют только для съемок объектов, которые можно разместить относительно близко к источникам света. Часто такие осветительные модули применяют в качестве общего света, а для основного направленного света устанавливают дополнительные источники когерентного излучения.

Другие виды газоразрядных ламп

Гораздо более серьезные проблемы при видеосъемке могут создавать газоразрядные лампы других видов, например, содержащие пары натрия под высоким давлением, их в основном используют для освещения улиц. Такие источники дают очень яркий желто-оранжевый свет и существенно искажают цветовой баланс.

Лампы, содержащие пары ртути (в них давление паров еще выше) порой применяют для освещения больших крытых помещений, например спортзалов. Ртутные лампы приводят к появлению четко выраженного зеленовато-синего оттенка на видеоизображении или кинопленке.

С серьезными проблемами, вызванными цветовыми температурами источников света, вы можете столкнуться и при монтаже видеоматериала, когда обнаружите, что цветовые оттенки в последовательных сценах не совпадают и это различие нужно сглаживать.