stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЦИФРОВОГО ВИДЕО"

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке.


(продолжение, начало см. в “ЦВ” #6’2001, декабрь; #1’2002, февраль.)

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В этой части курса рассказывается об еще одной важной характеристике света – интенсивности.

Еще одной важной характеристикой света является его интенсивность. Изменение интенсивности освещения (т. е. яркости) – один из основных способов, используемых операторами для достижения необходимых эффектов при съемке художественных фильмов. Посмотрите на фотографию: для освещения внутренних помещений использовался свет с красноватым оттенком, а снаружи объект съемки был освещен голубоватым светом луны, т. е. цветовые температуры источников были разными. Для достижения нужного визуального эффекта, уровни освещенности внутри и снаружи помещения были сбалансированы таким образом, чтобы они не подавляли друг друга. Все эти тонкости хорошо различимы на фотографии, но в реальных условиях, например, в студии, на глаз определить относительную интенсивность освещения и его цветовую температуру невозможно. Поэтому для этой цели используются специальные приборы, о которых мы и поговорим в этой статье.

Интенсивность света (или его яркость) в большинстве стран измеряется в люксах, а в США - фут-канделах. (1 фут-кандела приблизительно равна 10,74 лк, т. е. для грубого пересчета, чтобы получить значение освещенности в люксах, следует ее значение, выраженное в фут-канделах, умножить на 10.).

    Для источников, приведенных ниже, характерны следующие интенсивности:
  • солнечный свет в обычный день - 32000-100000 лк;
  • лампы в телевизионной студии - 1000 лк;
  • лампы в ярко освещенном офисном помещении - порядка 400 лк;
  • лунный свет - 1 лк;
  • свет звезд - 0,00005 лк;

Для получения изображения высокого качества съемку телевизионными камерами проводят при интенсивности освещения не ниже 1000 лк (порядка 90 фут-кандел), но “картинку” вполне приемлемого качества можно получить и при освещенности менее 10 люксов (порядка 1 фут-канделы).

Экспонометры

Для определения интенсивности освещения используют приборы, которые называются “экспонометры” (“люксметры”). В профессиональном видеопроизводстве очень важно, чтобы для разнообразных источников были установлены максимально близкие уровни интенсивности освещения. Существенные различия в освещенности сцены могут привести к затемнению отдельных участков и даже к тому, что телесные тона не будут воспроизводиться. Чтобы предотвратить подобные эффекты, необходимо пройтись с экспонометром по съемочной площадке, определить затемненные или переосвещенные зоны и скорректировать освещение в них.

Тщательно измерять освещенность на съемочной площадке стоит и потому, что порой тончайшая, едва уловимая корректировка яркости света на переднем и заднем планах позволяет добиться нужного зрительного восприятия сцены. Наиболее освещенные участки сцены будут притягивать взгляд зрителей, поэтому с помощью света можно акцентировать внимание на самых значимых элементах и приглушать вторичные и отвлекающие.

Но прежде, чем вы научитесь избегать негативных эффектов, связанных с разной освещенностью отдельных участков сцены и использовать этот прием для ее большей выразительности, следует освоить, как можно точно измерить интенсивность света.

Оценивать и регулировать освещенность на глаз невозможно, для этой цели придется воспользоваться экспонометром или высококачественным цветным монитором, подключенным к видеокамере. На начальном этапе, когда осветительные приборы только устанавливаются, значительно удобнее и быстрее использовать экспонометр, а окончательную корректировку выполнить по монитору. Для определения интенсивности освещения применяют экспонометры двух типов: измеряющие отраженный свет и падающий свет.

Экспонометры, измеряющие отраженный свет

Такие экспонометры определяют, какое количество света отражается от объекта съемки (также работают измерительные системы, встроенные в большинство камер).

Принцип работы экспонометров, измеряющих отраженный свет, основан на допущении, что все объекты съемки отражают 18% падающего на них света. Это значение называется “средняя яркость”. Однако, если в съемках используются объекты, имеющие поверхность с нестандартной отражающей способностью, показания полученные с помощью таких экспонометров, порой могут вводить в заблуждение. Именно поэтому автоматическая настройка ирисовой диафрагмы или экспозиции (выдержки) в кино- или видеокамерах часто является причиной плохого качества отснятого материала.

У точечных экспонометров, которые определяют количество отраженного света в очень узком пучке света (3-5° ), точность измерения значительно выше. Такой способ можно сравнить с разглядыванием объектов съемки через бинокль.

Встав на съемочной площадке в то место, где будет размещаться видеокамера, с помощью точечного экспонометра можно измерить значения интенсивности освещения ля всех наиболее значимых объектов съемки. Один из таких экспонометров представлен на фотографии. Если расхождение в полученных для различных элементов сцены данных составляет пять и более значений диафрагмы, то значение контрастности окажется превышенным, и это скажется на качестве отснятого видеоматериала. Для снижения контрастности нужно перераспределить освещение: увеличить его интенсивность на темных участках сцены и снизить - на ярких.

Экспонометры, измеряющие падающий свет

Рассмотренные выше экспонометры, измеряющие отраженный свет, позволяют определять контрастность (яркость) сцены. В отличие от них, экспонометры для измерения падающего света измеряют количество света, попадающего на объект, т. е. яркость самого света. Для получения точных данных следует встать на место объекта съемки и направить такой экспонометр непосредственно на источник освещения. Некоторые приборы этого типа (один из них приведен на фотографии), показывают значения яркости источника в фут-канделах или люксах, а показания других для перевода в эти единицы необходимо пересчитывать.



Прибор для измерения цветовой температуры

Порой для достижения специальных эффектов в изображении используют источники освещения с разной цветовой температурой (например, при съемке фотографии, приведенной в начале статьи). Цветовую температуру измеряют с помощью специальных приборов (один из них показан на фотографии), которые позволяют определить преобладающую цветовую температуру источника. Правда, такими приборами пользуются не столь часто как экспонометрами, поскольку во всех видеокамерах предусмотрена автоматическая корректировка баланса белого для различных источников света.

Для корректировки цветовой температуры испускаемого источниками света перед ними устанавливают различные гелевые фильтры. О том, как правильно использовать цветовые фильтры мы расскажем позже.

Регулирование интенсивности светового потока

Важно не только правильно измерять интенсивность света, но уметь регулировать яркость светового потока.

Управление интенсивностью света путем изменения расстояния

При увеличении расстояния между источником освещения и объектом, свет будет рассеиваться по большей площади и его интенсивность уменьшаться. Более строго эта зависимость звучит так: по мере удаления от несфокусированного источника света его интенсивность уменьшается в соответствии с законом обратных квадратов.

Давайте посмотрим, как изменяется интенсивности света лампы накаливания, расположенной на различном расстоянии от объекта съемки. Допустим, что источник света, интенсивность освещения которого составляет 4000 лк, удален от объекта съемки на расстояние 3 м. При двукратном увеличении этого расстояния (до 6 м) интенсивность света составит лишь 1/4 от первоначального значения, т. е. 1000 лк.

В случае сфокусированных источников света с линзами Френеля, а также осветительных приборов с отполированными до зеркального блеска отражателями эта зависимость будет тоже соблюдаться, хотя и не так строго. Знание общей закономерности изменения интенсивности, поможет правильно располагать источники света и добиваться нужного соотношения интенсивностей освещения объектов. Особенно важно ее учитывать при проведении таких съемок, когда для изменения интенсивности освещения можно лишь передвигать осветители ближе или дальше от снимаемых объектов.

Рассеивающие решетки

Для изменения интенсивности светового потока можно использовать рассеивающие решетки – специальные рамы с мелкой сеткой из проволоки. Разместив перед источником света рассеивающую решетку одинарной или двойной плотности, можно уменьшить его интенсивность на 30-60 %.

Фокусирующиеся источники света

Во многих осветительных приборах предусмотрена возможность фокусировки светового потока, что позволяет сконцентрировать свет в виде узкого пучка и распределять его на большую площадь.

Реостаты для регулирования яркости лампы

И, наконец, яркость света от ламп накаливания можно изменять, уменьшая или увеличивая с помощью реостата (диммера) напряжение, подаваемого на лампу, Но, к сожалению, такая регулировка приводит к изменению не только интенсивности света, но и его цветовой температуры. Здесь наблюдается следующая закономерность: при уменьшении напряжения на 1 V цветовая температура лампы накаливания снижается приблизительно на 10К. А так как глаз человека в диапазоне 2000-4000К способен улавливать изменение цветовой температуры на 200К, то уменьшать напряжения осветительных приборов, применяемых в студиях, можно не более чем на 20%. В этом случае изменение цветовой температуры не приведет к заметным нарушениям общего цветового баланса используемых источников света.