stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Брюс А. Джонсон

Аксессуары для камеры

Различные аксессуары значительно расширяют функциональные возможности камеры. Без каких-то из них просто невозможно получить хорошие снимки, а какие-то настолько удобны и элегантны, что не только украсят камеру, но и доставят истинное удовольствие ее владельцу.

Вы так долго выбирали и приглядывались, выискивали недостатки и оценивали достоинства, и, наконец-то, нашли ту, о которой так давно мечтали. Не подумайте, что я описываю процесс выбора жены, речь идет всего лишь о покупке видеокамеры. Ведь надежным другом она станет только в том случае, если по отношению к ней вы будете проявлять такие же заботу, уважение и любовь, как к своей любимой женщине, рассчитывая на долгие годы счастливые брака.

Но, к сожалению, ни одна видеокамера не продается с полным комплектом необходимых принадлежностей. Поэтому вам придется приобрести еще и некоторые аксессуары. Их можно разделить на две группы: те, которые следует купить обязательно, и те, которые желательно все-таки иметь.

С полным набором необходимых аксессуаров вы можете смело отправляться на любые съемки!

Предметы первой необходимости

Первое место в этом списке занимает хороший штатив (тренога). Причем старый, подобранный где-то на свалке или купленный по дешевке на распродаже штатив не подойдет. Вас должна интересовать продукция таких известных производителей, как Miller, Sachtler, Vinten Cartoni и Gitzo. Подробную информацию о штативах можно найти в статье Дж. Фили “Штативы: на чем стоим” (“ЦВ”, #1’2000), поэтому здесь я ограничусь только несколькими замечаниями.

При выборе штатива особое внимание следует обратить на флюидную головку. В настоящих флюидных головках для профессионального видео имеются две пластины, между которыми находится слой вязкого масла. Хорошая головка позволяет плавно перемещать камеру без рывков в начале движения и в момент остановки.

Опоры штативов изготавливаются из металла (чаще всего - алюминия) или углеволокна. Мне всегда больше нравились алюминиевые: хотя они немного тяжелее, но значительно лучше переносят жесткие условия ежедневной эксплуатации. Но в принципе можно купить штатив с любыми опорами, важно только, чтобы в нем была предусмотрена их надежная блокировка. Если во время съемки одна из опор вдруг сложится, то ремонт видеокамеры обойдется намного дороже стоимости штатива. А подобных ситуаций, в которые попадали другие операторы, я наблюдал раз пять! Выделите на приобретение штатива $500, но при этом будьте готовы потратить значительно больше!

Следующей в списке аксессуаров значится энергия. Не та, которая потребуется вам, чтобы оторваться от кресла и взглянуть на счета за оборудование, а энергия, необходимая для работы камеры, т. е. речь идет об аккумуляторах. Каждый производитель видеокамер имеет свою запатентованную технологию изготовления и крепления аккумуляторов. Поэтому может показаться, что выбор здесь достаточно ограничен, но это не так. Стоит сказать спасибо независимым производителям, таким как IDX, Frezzi, Anton/Bauer, Aspen, Bescor, благодаря их разработкам можно подобрать аккумулятор большой емкости практически к любой портативной цифровой видеокамере. Я давно соблюдаю следующее правило: для любой съемки продолжительностью более одного часа необходимо иметь три полностью заряженных аккумулятора - присоединенный к камере, хранящийся в резерве и подключенный к зарядному устройству. Тогда под рукой всегда будет хотя бы один полностью готовый к работе резервный аккумулятор.
Третий пункт в списке предметов первой необходимости - микрофоны. Если с вами на съемки всегда выезжает звукооператор, то считайте, что вам крупно повезло, и на этом оборудовании можно сэкономить. Но такое бывает крайне редко, поэтому обычно нужно иметь хотя бы несколько микрофонов.

Если вы работаете не с самой навороченной камерой для записи цифрового видео, у которой нет сбалансированного разъема XLR, то следует приобрести внешний адаптер XLR, который можно закреплять на камере. Он позволит подсоединять микрофоны XLR к миниатюрному штепсельному разъему аудиовхода, которым оборудована камера. Такие адаптеры выпускает ряд фирм, и стоят они около $200. Для камер XL1 и XL1S компания Canon производит адаптеры XLR или XLR-input оригинальной конструкции, которые интегрированы в плечевой упор этих камер.

Теперь, когда есть адаптер для подключения, следует приобрести хороший микрофон с кардиоидной характеристикой направленности. Встроенные микрофоны камер, как правило, не отличаются очень хорошими характеристиками. А вот такие фирмы как, например, Sennheiser, AKG Audio-Technica выпускают очень качественные микрофоны, совместимые с большинством переносных цифровых видеокамер. Вполне приемлемые микрофоны можно купить за $150, а более качественные стоят $300-$1400 .

Обязательно приобретите петличный микрофон (лучше даже два). Так называются микрофоны, которые крепятся с помощью зажима к галстуку или лацкану пиджака. Их можно купить по цене от $75 до $500 за штуку, и следует ориентироваться на продукцию таких фирм, как Sennheiser, AKG, Countryman, Sanken, Shure, Sony и Tram. Учтите, что микрофоны фирмы AKG часто продаются под маркой Radio Shack и стоят они дешевле брендовых изделий. Петличный микрофон достаточно полезная вещь, к тому же его можно использовать и в качестве резервного.

Еще один микрофон, который желательно иметь - переносной динамический. Мне очень нравится модель Electro-Voice 635: она подключается к камере с помощью кабеля и не имеет особо выдающихся звуковых характеристик, но отличается чрезвычайно высокой надежностью и безотказно работает в самых неподходящих условиях. Пожалуй, ни один другой предмет из набора принадлежностей к камере, за исключением липкой ленты Gaffer, не использовался так часто в моей практике для спасения съемок, как микрофон Electro-Voice 635. Но, конечно, вы можете приобрести переносной микрофон любой понравившейся модели.

Следует также помнить, что записать звук невозможно без кабелей, соединяющих микрофоны с камерой. Купите несколько кабелей длиной 4,5 метра и два длиной 7,5 метров. Если объект съемки значительно удален от камеры, из них можно будет составить один длинный. Приобретайте только качественные кабели с четырьмя жилами, оканчивающиеся прочными разъемами XLR, которые стоят от $20 до $50 за штуку.

Качество записи звука вы сможете проверить только с помощью наушников. Поэтому не стоит отправляться на съемку без пары хороших наушников, полностью закрывающих ушные раковины! За комплект хороших головных телефонов придется заплатить $90-$150.

Из жизненно важных видеопринадлежностей в первую очередь следует назвать широкоугольный объектив или адаптер. Меня удивляет стремление производителей выпускать все более длиннофокусные объективы, с узким полем обзора и, соответственно, все менее пригодные для работы. ведь для того, чтобы оператор “запал” на объектив следует лишь сделать его настолько широкоугольным, чтобы можно было снимать события в той же комнате, где установлена камера.

Внимательно проверьте адаптер на отсутствие виньетирования. Так называется эффект затемнения углов изображения, который появляется в результате того, что при установке адаптера в положение, соответствующее максимальному углу обзора, края объектива попадают в кадр. Еще один возможный недостаток адаптера, на который следует обращать внимание, это присутствие бочкообразных искажений, т.е. загибания прямых линий на границе кадра. Хороший широкоугольный адаптер обойдется $200-$600, а широкоугольный объектив - еще дороже.
Объективы стоят недешево, поэтому держать их постоянно закрепленными на камере не следует. Самая недорогая защита, которую можно придумать для объектива - ультрафиолетовый фильтр. Он предотвратит появление царапин и загрязнений на внешней линзе дорогого аксессуара. Ультрафиолетовый фильтр - весьма полезная принадлежность, которая к тому же не разорит вас, поскольку стоит менее $30.

Запомните, если вы будете бросать видеокамеру, неупакованную в демпфирующий сотрясения кофр, в машину, она очень быстро сломается. Такие фирмы, как Porta-Brace, Kata и Kangaroo производят роскошные кофры для камер, стоимостью $150-$350. Но возможны и другие варианты. Я, например, храню большие камеры в дорогих кофрах, но для перевозки камеры Canon Elura использую специальную сумку Case Logic, которую купил всего за $25. Если вы не хотите привлекать внимание, выберите недорогой кофр. Для переноски камеры можно приспособить и рюкзак. Но хоть какая-то надежная упаковка для видеокамеры у вас должна быть обязательно.

Это только некоторые из аксессуаров, которые автор статьи берет с собой на натурные съемки. Для их перевозки он использует складную сумку на колесиках стоимостью $8.

Предметы, которые иметь желательно, но не обязательно

Помимо жизненно необходимых аксессуаров, существует еще несколько принадлежностей, которые будут чрезвычайно полезными для вашей камеры. Я уже упоминал о пользе ультрафиолетового фильтра для защиты объектива. Но существуют фильтры, с помощью которых можно скорректировать недостатки оптики, улучшить качество изображения и даже получить специальные эффекты (подробнее см. статью Д. Капура “Фильтры для цифровых видеокамер” в этом номере “ЦВ”). При съемках на открытых пространствах, круглый поляризационный фильтр позволит уменьшить нежелательные отражения, снимать сквозь толщу воды или придать небу невероятный, восхитительный голубой оттенок. Контрастность и насыщенность красок можно регулировать с помощью диффузионных фильтров. И, наконец, если объектив вашей камеры не оснащен нейтральным светофильтром, то парочку таких фильтров придется возить с собой, чтобы иметь возможность снижать яркость и резкость при съемках в условиях избыточной освещенности.
Порой снимать приходится и под дождем, чтобы защитить от него камеру можно попытаться использовать какую-нибудь ненужную сумку: но, во-первых, она не позволит продолжать работу, во-вторых, укрытая таким образом камера выглядит совершенно непрофессионально и, в-третьих, через несколько минут такая защита, как правило, слетает. Поэтому стоит потратить $100-$300 долларов и купить непромокаемый чехол, предназначенный для вашей модели камеры. Лучше всего поискать изделия таких марок, как Porta-Brace и Kata.

Многофункциональный набор инструментов позволит справиться с различными проблемами, возникающими в ходе съемок, и он должен быть у каждого оператора. Я могу порекомендовать изделия известной фирмы Leatherman (она первой стала выпускать подобные наборы), но можно купить и те, которые выпускают другие компании. Главное, чтобы в наборе была крестообразная отвертка, очень острые ножи и предусмотрена возможность закрепления выдвинутого инструмента. Набор инструментов с приличным ножом стоит порядка $50.

Вас, наверное, удивляет, что еще не были упомянуты осветительные приборы. Дело в том, что я стараюсь предложить относительно недорогие решения, а хороший комплект осветительных приборов стоит недешево. Цена небольшого набора превышает $2000. Правда, в прошлом году я написал статью о том, как можно собрать неплохой осветительный комплект за $150, используя приборы и материалы, имеющиеся в хозяйственных магазинах, и разделяю высказанные в ней идеи и сейчас (см. “ЦВ”, #2’2001). Но бывают ситуации, когда без фирменного оборудования все-таки не обойтись. Для комплекта осветительного оборудования желательно приобрести и софтбокс. Прекрасные модели софтбоксов выпускают Chimera, Lowel, Westcott и ряд других фирм. В наборе осветительного оборудования обязательно должны быть разнообразные диффузионные и гелевые фильтры, рассеивающие решетки, несколько высококачественных удлинителей, деревянные прищепки, резиновые перчатки и толстая алюминиевая фольга, из которой в полевых условиях можно быстро сделать отражатель.

Эти принадлежности хоть и небольшие, но чрезвычайно полезные: многофункциональный нож, набор инструментов, ручной микрофон, маркер, клипсы для крепления кабелей и карта для выставления баланса белого.

    Аксессуары, которые следует иметь обязательно
  • Тренога (штатив) с флюидной головкой
  • Три аккумулятора для видеокамеры
  • Аудиоразъемы или адаптер типа XLR
  • Микрофон с кадриоидной характеристикой направленности
  • Два микрофона “петличка”
  • Переносной динамический микрофон
  • Несколько микрофонных кабелей
  • Наушники
  • Широкоугольный объектив или адаптер
  • Ультрафиолетовый фильтр
  • Кофр для камеры
    Аксессуары, которые желательно иметь
  • Круглый поляризационный фильтр
  • Диффузионный фильтр
  • Водо-непромокаемый защитный чехол для камеры
  • Многофункциональный набор инструментов
  • Комплект осветительных приборов, упакованных в кофр


Bruce A. Johnson. Camera Accessories/DV, апрель, 2002.