stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Джон Джекмэн

Цифровые видеокамеры: какую выбрать

Модель DY-90WUCL CineLine стоимостью около $ 30 000 с переключаемым форматом кадра (16:9/4:3) имеет три 2/3 дюймовых ПЗС IT матрицы, расширенные функции управления динамическим диапазоном и гамма-коррекции.

Покупка новой видеокамеры связана со значительными материальными затратами. Начинающему оператору за первую собственную портативную цифровую видеокамеру придется выложить порядка $1000, а профессионалу приобретение последней наворо- ченной модели с комплектом объективов обойдется $50 000. Но, независимо от того, сколько вы готовы заплатить за свою камеру, перед покупкой придется принять несколько мучительно-трудных решений, связанных с ее выбором. Чтобы хоть чуть-чуть облегчить эту задачу, я попробую рассказать о наиболее интересных моделях, представленных на рынке. В стремлении превзойти друг друга, производители включают в свои изделия самые разнообразные функции, и именно их разнообразие во многом определяет стоимость камеры. Поэтому для каждого ценового диапазона я постараюсь привести несколько моделей с близкими наборами функций. А вам предстоит решить, какие их них вы хотели бы видеть в своей камере и какую сумму согласны за них заплатить.

JVC GRDVL815U, Canon Optura, Canon ZR-30, Sony DCR-P5

Среди камер стоимостью менее $1000 долларов форматов Digital8 и miniDV следует выделить модели JVC GRDVL815U, Canon Optura и ZR-30, а также Sony DCR-P5. Это очень хорошие компактные видеокамеры любительского класса, которые также очень удобны съемки в нестандартных ситуациях. Данные модели оснащены одной ПЗС матрицей 1/6 или 1/4 дюйма, поэтому дают изображение с заметным, но не мешающим муаром (особенно самые дешевые с ПЗС матрицей 1/6 дюйма, 480 000 пикселей), поскольку для получения картинки с разрешением формата DV 720х480 пикселей используется недостаточное количество данных. В более новых моделях, в которых применяются мегапиксельные матрицы ПЗС, производителям удалось значительно уменьшить или даже полностью устранить этот эффект

Если вы намерены серьезно заниматься видеосъемкой, то лучше отдать предпочтение моделям портативных цифровых видеокамер формата miniDV с мегапиксельными матрицами ПЗС, так как в моделях стандарта Digital8 собственно блок камеры имеет не очень высокое качество.

Sony TRV900, Canon GL1, Sony DCR-VX2000

В ценовой категории от $2000 следует обратить внимание на такие камеры, как Sony TRV900 и Canon GL1. Эти модели имеют три матрицы ПЗС, и в отличие от камер с одной матрицей, несомненные преимущества которых заключаются в низкой стоимости и способности работать при плохой освещенности, обеспечивают более качественное воспроизведение цветов, расширенные возможности для ручной настройке цветового баланса и баланса по белому. В камерах с тремя матрицами ПЗС свет, проходящий через объектив, разделяется оптической призмой на три отдельных цветовых компонента, и каждая из матриц используется для записи только одного цвета — красного, зеленого или синего. Canon GL1 стала первой видеокамерой в этой ценовой категории, на которую можно устанавливать более качественные объективы, позволяющие использовать 58-миллиметровые фильтры. В видеоискателе этой камеры реализована одна из функций профессиональных видеокамер, которая называется “зебра” и позволяет идентифицировать переэкспонированные участки изображения.

Камера Sony DCR-VX2000, стоимостью $2899 имеет три матрицы ПЗС 1/3 дюйма с диодным накопителем дырок (HAD), поэтому они обеспечивают лучшую цветопередачу, чем обычные системы с тремя матрицами ПЗС такого же размера со строчным переносом заряда (IT). Но самое существенное различие между камерами, подобными VX2000, и теми, что стоят дешевле, заключается в объективе: асферический объектив VX2000 с семью оптическими элементами передает изображение значительно точнее. К тому же на него можно устанавливать стандартные светофильтры диаметром 58 мм. Камера комплектуется откидным жидкокристаллическим видоискателем с повышенной резкостью изображения. В комплект поставки включаются нейтральные оптические фильтры, которые могут оказаться весьма полезными в условиях очень яркой освещенности. Помимо этого в камере предусмотрены расширенные возможности для цветокоррекции, ручная регулировка уровней записи звуковых каналов, генератор цветных полос. Правда, для аудиовходов в этой модели используются несимметричные разъемы, но уже выпускаются специальные адаптеры, которые позволяют подключать симметричные разъемы XLR.

Canon XL1S, Sony PD150

XL1S – это модернизированный вариант популярной камеры Canon XL1. Для модели XL1S с тремя матрицами ПЗС 1/3 дюйма предлагается четыре сменных объектива: стандартный 16Х трансфокатор с сервоприводом, 16Х с ручной настройкой (позволяющий изменять фокусное расстояние в очень широком диапазоне), 3Х широкоугольный и 3D стереоскопический.
К ценовой группе дороже $4500 относятся две интересные конкурирующие модели - Canon XL1S и Sony PD150. XL1S – это модернизированный вариант популярной камеры Canon XL1. Для модели XL1S с тремя матрицами ПЗС размером 1/3 дюйма предлагается четыре сменных объектива: стандартный 16Х трансфокатор с сервоприводом, 16Х с ручной настройкой (позволяющий изменять фокусное расстояние в очень широком диапазоне), 3Х широко- угольный и 3D стереоскопический. Для камеры Canon XL1S выпускается еще и специальный адаптер (удлинитель фокусного расстояния), который позволяет использовать объективы серии Canon EF, предназначенные для съемки неподвижных изображений, и превращает эти объективы в телескопические. В модели XL1S также реализована функция обработки видеосигнала Clear Scan, которая, как правило, имеется только у значительно более дорогих профессиональных камер. К недостаткам модели XL1S относится наличие только несимметричных аудиовходов. Корпорация Canon предлагает также разнообразные аксессуары, в том числе специальную плечевую накладку со встроенными симметричными аудиоразъемами XLR и черно-белый видоискатель FU1000. Но учтите, что “навороченная” по полной программе камера XL1S, оснащенная объективом с ручным управлением, входами XLR и видоискателем с высоким разрешением будет стоить уже почти $60 000 долларов.

Камера Sony DSR-PD150 – это профессиональная версия модели VX2000. К ее достоинствам можно отнести черно-белый видоискатель с высоким разрешением, XLR- аудиовходы и независимую регулировку аудиоканалов, возможности записи в формате DVCAM и использование тайм-кода. А вот взаимозаменяемые объективы для этой камеры не предусмотрены. Она поставляется с объективом с сервоприводом, который подобен предлагаемому для камеры VX2000 и по многим характеристикам соответствует стандартному объективу Canon XL1S.

Sony DSR-250

Камера Sony DSR-250, которая стоит $6500, занимает промежуточное положение между любительскими камерами высшего класса и профессиональными камерами. В этой модели реализовано много функций, свойственных профессиональным камерам, однако для нее не предлагаются взаимозаменяемые объективы. В стандартном объективе камеры PD150 с системой автофокусировки имеется стабилизатор изображения Super Steadyshot, поэтому им любят пользоваться операторы, которые подрабатывают съемкой свадебных торжеств и случайных сюжетов.

JVC GY-DV500, Panasonic AG-DVC200

Базовые блоки камер JVC GY-DV500 и Panasonic AG-DVC200 стоят порядка $6500, к ним подходят видеообъективы с байонетным креплением различных производителей.
Подняв ценовую планку выше $ 6500 долларов, мы оказываемся на “поле” профессионалов. Ни одну из моделей этой категории вы не увидите в магазинах бытовой электроники. Для профессиональных камер принято указывать цену за базовый блок, без объектива и видоискателя, крепления для аккумуляторов и т. д. Причем объективы для таких моделей могут стоить намного дороже, чем сама камера. Благодаря байонетному креплению с профессиональными камерами можно использовать самые разные объективы, которые выпускают различные произ- водители. Но еще раз подчеркиваю, что цены, которые я буду указывать ниже, относятся только к базовому блоку видеокамер, в который не входят объективы и прочие принадлежности.

Модели этого уровня имеют симметричные аудиоразъемы XLR и черно-белый видоискатель с высоким разрешением. В них реализован очень широкий набор функций, которые включают: цифровую обработку сигналов (DSP), генератор цветных полос, гамма-коррекцию, “зебру”, обработку видеосигнала Clear Scan и Black Stretch. В таких камерах обязательно предусмотрены регулятор фильтра, видеоразъемы типа BNC, вход для опорного сигнала/синхроимпульса, аудиоразъемы типа XLR, обеспечивающие возможность переключения линейный вход/микрофон с фантомным питанием, независимая корректировка каждого аудиоканала.

В профессиональных моделях JVC GY-DV500 системы из трех полудюймовых матриц ПЗС. Камера JVC имеет все функции, присущие профессиональным камерам, упомянутые выше, а 14-битный цифровой процессор обработки сигнала (DSP) обеспечивает высокую точность передачи цветов и деталей, правда, возможности корректировки уровня цветности у нее несколько ограничены. Запись производится в обычном формате DV25 на кассеты miniDV.

Хотя в модели компании Panasonic используется 10-битный DSP, возможности управления уровнем цветопередачи в этой камере значительно шире и включают такие функции, как сжатие динамического диапазона в области белого и ограничение шумов в темных участках изображения. Как и в предыдущей модели для записи в формате DV25 используются кассеты miniDV, но возможно применение и обычных кассет.

JVC DY-700U, Panasonic AJ-D400, Sony DSR-300A.

Среди моделей дороже $10 000 можно выделить такие камеры, как, JVC DY-700U (ProfessionalDV), Panasonic AJ-D400 (DVCPRO) и Sony DSR-300A (DVCAM). Описывать камеры этого ценового диапазона достаточно сложно, так как каждый из производителей постарался реализовать в своем изделии исчерпывающие возможности. Модель JVC DY-700U с переключаемым форматом кадра (16:9/4:3) оснащена тремя матрицами ПЗС 2/3 дюйма. А в моделях Panasonic AJ-D400 и Sony DSR-300A используются полудюймовые матрицы ПЗС 1/2 дюйма, но по качеству изображения эти камеры не уступают моделям с матрицами ПЗС 2/3 дюйма. Во всех трех моделях реализованы расширенные функции управления цветопередачей и корректировки фазы цвета, фильтрации низких частот для предотвращения перекрестных искажений яркость-цветность. В них используются удобные генераторы цветных полос SMPTE, которые можно применять для калибровки монитора, предусмотрены многоштырьковые разъемы на выходе для передачи сигнала на внешнее записывающее устройство (видеомагнитофон). Во всех моделях есть функция подгонки вертикальных и горизонтальных элементов, а в Sony DSR-300, которая стоит чуть дороже, – еще и возможность корректировки мелких деталей кожных покровов.

JVC DY-90U, Sony DSR-500W

В ценовой категории $15 000 в первую очередь следует отметить цифровую видеокамеру JVC DY-90U формата D9 с компонентной обработкой видеосигнала 4:2:2 (поток видео данных – 50 Мбит/с). Всяческих похвал заслуживает и камера Sony DSR-500W, которая хотя и работает с квантованием цветового сигнала формата DVCAM 4:1:1 (NTSC) и 4:2:0 (PAL), но отличается исключительно высокими характеристиками, имеет три 2/3 дюймовых ПЗС IT матрицы и очень мощный процессор обработки цифрового сигнала (DSP). В ней реализованы те же, но более качественные средства управления, что и в модели DSR-300A.

Для камер, относящихся к этой ценовой категории, предлагается очень много аксессуаров, например, устройства для дистанционного управления (paint boxes). Одно из таких устройств Sony RCPTX7, стоимостью $2400, позволяет дистанционно управлять всеми параметрами и регулировками камер DSR-300A или DSR-500W, сохранять в памяти до 16 наборов установок и передавать установленные параметры на другие камеры при проведении съемок несколькими согласованными камерами.

Panasonic AJ-D810A, Thomson LDK 140 IT

Видеокамеры, цена которых превышает $20 000, оснащены более совершенными процессорами обработки сигнала, обеспечивают очень высокое разрешение и точное воспроизведение деталей. В модели Panasonic AJ-D810A разрешение в блоке камеры достигает 750 строк, а высочайшая точность цветопередачи и воспроизведения деталей обеспечивается за счет применения 10-битного АЦП конвертера и 16-битного процессора DSP. В камере AJ-D810A предусмотрена возможность запоминания установок (на карте PCMCIA SRAM) и передача их на другие камеры. Модель Thomson LDK 140 IT, в которой предусматривается 12-битный АЦП и 22-битный DSP, стоит порядка $30 000. В этой модели запись производится в формате DVCPRO50 с квантованием цветового сигнала 4:2:2. Все видеокамеры, входящие в эту ценовую категорию, отличаются наличием более совершенных функций управления звуком и 22-битными процессорами DSP.

JVC DY90WUCL CineLine, Sony DVW-707, Ikegami HL-5

Камера HDW-750 HDCAM компании Sony стоимостью $64 095 предназначена для киносъемки. Она весит менее 5,9 кг, оснащена диодным накопителем дырок (HAD) и 10-битным АЦП, позволяет выводить сигнал через интерфейс HDSDI.

Самая дешевая камера для цифровой киносъемки JVC DY90WUCL CineLine стоит порядка $30 000. Эта модель с переключаемым форматом кадра (16:9/4:3) имеет три 2/3 дюймовых IT ПЗС матрицы ПЗС, расширенные динамический диапазон и средства для гамма-коррекции, которые обеспечивают высокую контрастность, присущую кинопленке.
В камерах Sony DVW-707 и Ikegami HL-5, которые стоят более $40 000 и работают в цифровом стандарте Digital Betacam, преду- смотрено множество тончайших настроек, обеспечивающих четкое воспроизведение диагонально расположенных и очень мелких деталей, корректировку цветовой температуры при установке баланса белого, сжатие динамического диапазона в области белого и ограничение шумов в темных участках изображения, предот- вращение вымывания цветов из наиболее ярко освещенных участков изображения при компрессии.

Panasonic AJ-HDC27A DVCPRO HD, AJ-HDC27A DVCPRO, Thomson HD LDK 7000

Камера AJ-HDC27A DVCPRO HD стоит $55 000, а цена других видеокамер формата HD, предназначенных для производства полнометражных фильмов, превышает $65 000. В камере Sony HDW-700A HDCAM применяется матрицы ПЗС на два миллиона пикселей. Эта модель обладает всеми возможными регулировками, характерными для цифровых видеокамер стандартного разрешения, о которых говорилось выше. Еще более совершенной будет новая модель HD камеры LDK 7000 компании Thomson, цена на которую пока не объявлена. Она оснащена матрицей ПЗС на 9,2 мегапикселей (!), поддерживающими формат кадров Cinemascope (для широкоформатного кино), 12-битным АЦП и 22-битным DSP.

Я думаю, что мне удалось показать, какой широкий ассортимент моделей представлен на рынке. Проанализировав их, вы, наверняка, найдете ту, которая будет соответствовать вашим требованиям. Удачи вам!


John Jackman. Cameras/DV, 2002, апрель.