stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В этой части курса рассказывается о том, как должны соотноситься мощности различных видов освещения.

(Продолжение, начало см. в "ЦВ" #6'2001, декабрь; #1'2002, февраль; #2'2002, апрель; #3'2002, июнь; #4'2002, август; #5'2002, октябрь.)

Соотношение яркостей разных видов освещения

При организации освещения при съемках важно не только правильно расположить все осветительные приборы, но и подобрать для каждого из них соответствующую яркость.

Так как основным светом, который освещает объект съемки, является направленный свет, то он и должен быть более ярким, чем заполняющий. При цветной съемке интенсивность заполняющего света должна быть в два раза меньше интенсивности направленного света.

Если основной, или направленный свет в два раза ярче, чем заполняющий, то их интенсивности будут соотноситься как 2:1. Это стандартное соотношение для цветных съемок: например, если яркость основного света равна 2000 лк, то интенсивность заполняющего света должна составлять 1000 лк.

От соотношения яркостей основного и заполняющего освещения зависит то, как будут воспроизводиться на экране форма, размеры и структура поверхности объекта съемки. В отдельных случаях, для достижения специальных эффектов могут применяться и иные соотношения яркости, о которых мы расскажем ниже.

Определить яркость света можно с помощью приборов, которые называются "экспонометры" ("люксометры"). По значениям диафрагмы, соответствующим яркости освещения, легко определить соотношение интенсивностей освещения. Чтобы добиться стандартного соотношения 1:2, отрегулируйте яркость основного света таким образом, чтобы соответствующее ей значение диафрагмы было на одно значение больше, чем для заполняющего света. Например, для направленного света (при экспонировании только его одного!) значение диафрагмы равно 16, тогда для заполняющего света (при экспонировании только его одного!) нужно установить такую яркость, чтобы экспонометр показал значение 11.

Наиболее часто используемые соотношения значений диафрагмы для основного и заполняющего света приведены ниже:

  • 1:1 - нет различий (неконтрастное освещение);
  • 2:1 - одно значение диафрагмы (обычно применяется для цветной видео-, кино- и фотосъемки);
  • 3:1 - одно и две третьих значения диафрагмы (обычно применяется для черно-белой киносъемки);
  • 4:1 - два значения диафрагмы (для небольшого эффекта сглаживания деталей);
  • 8:1 - три значения диафрагмы (для более выраженного эффекта сглаживания деталей).
  • При дальнейшем увеличении соотношения темные участки сцены будут воспроизводиться в виде черных пятен, детали на них станут уже неразличимы.

    Помните, что простейший способ для установления необходимого соотношения интенсивностей основного и заполняющего света - это изменение расстояния между источником света и объектом съемки.

    За счет освещения можно сгладить структуру и мелкие детали на поверхности объекта съемки. Этот эффект достигается при размещении источников рассеянного основного и заполняющего света непосредственно рядом с камерой.

    Снижение соотношения яркостей основного и заполняющего света до 1:1 (интенсивность направленного света равна интенсивности заполняющего) позволит еще в большей степени усилить подобный эффект. Посмотрите на приведенные фотографии шкатулки, украшенной драгоценными камнями. Первая из них была сделана при низком соотношении интенсивностей основного и заполняющего света (неконтрастное освещение), а вторая - при высоком.

    При неконтрастном освещении формы и размеры предметов передаются нечетко, поэтому такой тип освещения позволяет замаскировать (сгладить) морщины и прочие дефекты кожи, представить лицо человека в наиболее лестном виде. Именно такое освещения часто используют при съемке коммерческих роликов по заказам фирм, занимающихся производством косметических средств.

    При увеличении соотношения интенсивностей направленного и заполняющего освещения до 1:5 и выше, мелкие детали поверхности и ее структура передаются очень четко, особенно в тех случаях, когда источник жесткого направленного света располагается под углом 65°--85°, как показано на рисунке.

    Интенсивность заднего света

    Чтобы вокруг объектов съемки образовался легкий, едва различимый "нимб" заднее освещение должно быть чуть-чуть ярче, чем основной, или направленный свет. Если снимается интервью с человеком, стоящим перед камерой, то яркость заднего света подбирается с учетом цвета его волос и одежды. Если у человека каштановые волосы, а в его одежде преобладают серые тона, то яркость заднего света должна быть в полтора раза выше, чем яркость направленного света.

    Так, при яркости основного света 1500 лк, яркость заднего освещения должна составлять 2250 лк. Если у вас нет люксометра или иного прибора, с помощью которого можно оценить интенсивность освещения в люксах или фут-канделах, то просто передвиньте источник заднего света немного ближе к объекту съемки так, чтобы расстояние между ними было чуть меньше, чем расстояние от источника основного света до объекта съемки. Передвигать источник заднего света нужно до тех пор, пока над объектом съемки не появится едва уловимый светлый "нимб".

    Для съемки персонажей со смуглой кожей и с черными волосами, одетых в одежду тусклых черных оттенков, следует использовать более интенсивный задний свет, чем для съемок блондинов в светлых костюмах. Настраивая освещение, нужно всегда добиваться, чтобы желаемый эффект проявился на экране монитора и в видоискателе камеры.

    Если отражательные способности волос и одежды объекта съемки близки, то правильно подобрать яркость заднего освещения нетрудно. А вот сделать это, когда человек с темными волосами одет в светлый костюм или блондин пришел на съемку в одежде темных оттенков, гораздо сложнее. В таких случаях световой поток от источника заднего света можно частично прикрыть шторками так, чтобы наиболее яркая его часть попадала на самые темные участки.

    Цветовая температура заднего света не имеет такого большого значения, как цветовая температура основного и заполняющего света. Для регулирования яркости заднего света иногда используют диммеры.

    Яркость фоновой подсветки

    Фон, в отличие от центрального места сцены, не требует яркого освещения. Как правило, яркость фоновой подсветки должна составлять 2/3 от яркости направленного света. При этом будет достигаться впечатление, что события, происходящие в центре сцены, как бы слегка отстранены от фона. Таким образом, если яркость основного света равна 2000 лк, то яркость света, который падает на фон, должна быть в пределах 1300 лк.

    Если для определения яркости фоновой подсветки используется экспонометр, то следует отрегулировать ее так, чтобы значение диафрагмы было на 1/2--2/3 выше, чем для основного света. Обычно фоновые декорации бывают плоскими, поэтому место и угол расположения источника фоновой подсветки не имеют столь большого значения. Главное нужно добиться равномерного освещения декораций, это особенно важно при цифровых съемках с использованием задников хромакей. Чтобы определить зоны недостаточной и избыточной освещенности, нужно пройти вдоль декораций и сделать периодические замеры с помощью люксометра.

    Расстояние между объектом съемки и фоном

    Тени, которые отбрасывают на декорации (фон) передвигающиеся по сцене герои и удлиняющие удочки микрофонов, отвлекают зрителей. С помощью фоновой подсветки эти тени можно осветлить. А, если расположить объект съемки на расстоянии не менее 3 м от декораций, а источник основного света -- вверху под углом 45°, отбрасываемые тени будут заканчиваться на полу и не попадут на декорации.

    Но иногда герой должен приближаться к фоновым декорациям, например, для того, чтобы объяснить чертеж, нарисованный на стене. В этом случае поможет использование источника очень мягкого освещения большого размера, благодаря которому тени от источников света, расположенных спереди, не будут заметными, правда, изображение при этом получится неконтрастным. Другой способ -- изменить угол, под которым падает основной свет так, чтобы отбрасываемые тени не попадали в кадр.

    Темные фоновые декорации можно сделать ярче за счет более интенсивного освещения, а уменьшение освещенности чрезмерно ярких фонов позволит добиться того, что они будут восприниматься более спокойными.

    Таким образом, если правильно подобрать соотношение яркости основного, заполняющего и заднего света и фоновой подсветки можно получить очень интересные эффекты и справиться с любыми творческими задачами.