stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том,
как правильно работать со светом при съемке

Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В этой части курса рассказывается о том, как смягчить освещение, как лучше расположить приборы в ограниченном пространстве, как осветить несколько объектов и о многих других приемах, используемых профессиональными осветителями.

(Продолжение, начало см. в "ЦВ" #6'2001, декабрь; #1'2002, февраль; #2'2002, апрель; #3'2002, июнь; #4'2002, август; #5'2002 октябрь; #6'02 декабрь)

Особые условия освещения

Классическая схема освещения по трем точкам, о которой мы рассказывали в предыдущих частях курса, позволяет получать отличные результаты, но порой для работы используются и другие способы освещения.

Простейшая схема, обеспечивающая более мягкий свет, чем при освещении по трем точкам, показана на рисунке. Здесь фронтальный источник мягкого осве- щения выступает и в качестве основного (направленного), и в качестве заполняющего света. Такой же результат можно получить, если для освещения использовать свет, отраженный от зон- тообразного или листового рефлектора с большой поверхностью.

Хотя при таком освещении глубина и объемность изображения не будут столь же выразительными, как при исполь- зовании стандартной схемы освещения, более мягкий свет поможет замаскировать мелкие дефекты на объектах съемки (например, морщины на лице персонажа).

Если декорации расположены близко к объекту съемки, то от использования заднего света можно отказаться, так задний план будет освещен мягким светом, и тени на нем будут не очень заметны. Если стоит задача выделить объект съемки на фоне декораций, то задний свет нужно устанавливать обязательно.

Использование света, проходящего сквозь окно, в качестве основного освещения

Солнечный свет, бьющий в окно, может также служить в качестве основного или направленного освещения.

На приведенной схеме заполняющий свет исходит от лампы накаливания, установ- ленной на стойке. Лампа прикрыта голубым светофильтром, если этого не сделать, то освещение будет иметь желтый оттенок, присущий солнечному свету. Чтобы добить- ся соотношения интенсивностей основного и заполняющего света 2:1, нужно отре- гулировать их яркость с помощью люксометра или видеомонитора хорошего качества.












Многофункциональные источники света

Иногда необходимо, чтобы источники света выполняли двойную функцию и к тому же могли бы обеспечивать те эффекты, которые создаются при освещении по трем точкам. На схеме показаны три источники света, используемые для освещения съемки интервью. Обратите внимание, что каждый из них выполняет двойную функцию и размещен так, что интенсивность основного света на 50% превышает яркость заполняющего.

Такая схема обеспечивает отличное освещение в тех ситуациях, когда оператору известно заранее, как будут располагаться объекты съемки, во что будут одеты и какого цвета у них волосы. Но при такой схеме освещения ничего нельзя передвигать, так как при любом изменении придется вновь устанавливать цветовой баланс.

Отраженный свет

При съемках сюжетов видеожурналистики для освещения можно использовать отраженный свет. На приведенной ниже схеме показан способ освещения для больших комнат. Но поскольку мягкое освещение оставляет мало простора для творчества, такие подходы применяются достаточно редко.

Обратите внимание, что в этой схеме используется только один источник освещения - свет, отраженный от потолка. Конечно, подразумевается, что съемка проводится в комнатах с потолками, окрашенными в белый цвет, еще лучше для этой цели подходит звукоизолирующая плитка белого цвета, которой часто закрывают потолки в офисах.

Отраженный свет создает мягкое, равномерное освещение во всей комнате, подобное тому, что дает верхнее люминесцентное освещение. Если видеокамера располагается на значительном расстоянии, для получения отраженного света накамерный осветительный прибор нужно направить на потолок. Но важно, чтобы камера находилась на большом расстоянии от объекта съемки, так как только в этом случае свет будет падать на него под приемлемым углом. Если же камера располагается очень близко к объекту съемки, то под глазами персонажа съемки появятся темные тени. Стены комнаты, окрашенные в легкие или нейтральные цвета, будут также отражать свет и способствовать более полному заполнению затемненных участков.

А эта схема иллюстрирует использование отраженного света в комнатах небольших размеров. Чтобы свет не падал на объект съемки под очень крутыми углами, источник света направляют на заднюю стену. Полученное освещение будет очень мягким, и стоит подумать подойдет ли оно для поставленной задачи.

Для компенсации цветовой составляющей, которую потолок или стены добавят к свету, убедитесь, что цветовой баланс видеокамеры выставлен по отраженному (а не по прямому) свету.

Освещение нескольких объектов съемки

До этого мы говорили об организации освещения для единственного объекта съемки. Но ситуации не всегда бывают столь простыми. Посмотрите на приведенную схему освещения, которая часто используется для съемки интервью с тремя участниками. Она может показаться достаточно сложной, но в ее основе лежат те же основные принципы организации освещения по трем точкам, только соблюдаются они для каждого из объектов съемки.

Ниже показаны схемы организации освещения, используемые при съемках новостных программ, прогнозов погоды и спортивных новостей. Съемку, как правило, проводят двумя камерами, которые при панорамировании от одного угла студии до другого снимают дикторов и ведущих, участвующих в передаче.

Обратите внимание на то, что источники основного и заполняющего света расположены так, что они обеспечивают освещение по трем точкам для любого положения каждой из видеокамер. Источники заднего света не показаны, так как, как правило, в таких случаях светом заливают всю съемочную площадку.

Посмотрим на несколько более сложную схему.

В качестве источников основного и заполняющего света применяются три больших лампы Френеля, а в качестве источников заднего света -- пять небольших ламп Френеля. Поток направленного с помощью шторок света падает только на одного участника съемок, при этом свет не рассеивается и освещает большие участки пространства. Необходимое заполняющее освещение обеспечивают два безлинзовых прибора.

Освещение по зонам

До сих пор мы рассматривали способы освещения только статичных объектов съемки. Но что же делать, когда участники съемки должны перемещаться перед камерами по съемочной площадке? Справиться с этой задачей помогут четыре способа организации освещения.

1. Всю площадку можно залить равномерным основным светом. Если площадь не очень большая, для этой цели подойдут безлинзовые приборы или сбалансированные по цвету люминесцентные лампы. В тех местах, где будет проводиться сюжетно важная съемка крупным планом, рекомендуется использовать направленный свет, интенсивность которого должна в два раза превышать яркость основного света.

Те места, где актеры должны останавливаться для съемки крупным планом, можно отметить, закрепив на полу небольшие кусочки липкой ленты. Если источники света будут не сильно прикрыты шторками, освещенные участки останутся достаточно просторными, и актер, допустивший ошибку, не окажется вне освещенной зоны.

2. Другой способ, который часто используют в художественных съемках, заключается в организации основного, заполняющего и заднего освещения для всей сцены в целом. В этом случае вся рабочая площадка (она, конечно, не должна быть очень большой) рассматривается как единый объект съемки. Для ее освещения потребуется мощный источник основного (направленного) света, который располагают на достаточно большом расстоянии, чтобы захватить всю сцену.

Если источник основного света поместить посередине под углом 90° к боковым стенам, то камеры, расположенные с каждой стороны от него, смогут снимать под оптимальными углами. Один или несколько источников света с линзами Френеля с рассеивателями, размещенные с любой стороны сцены, обеспечат заполняющий свет.

Если необходим высокий уровень освещенности, то используют несколько источников направленного света, но располагать их следует как можно ближе друг к другу, чтобы свести к минимуму перекрывающиеся тени, а также предотвратить появление бликов в глазах персонажей.

При организации освещения большой по размерам сцены придется использовать много источников заднего света. Их следует сфокусировать таким образом, чтобы световые пятна слегка перекрывали друг друга по съемочной площадке, тогда при перемещении актеров из одного участка сцены в другой задний свет не потребуется переустанавливать.

3. Еще один способ освещения большого пространства заключается в разделении его на отдельные зоны и организации направленного, заполняющего и заднего освещения для каждой из этих зон. При таком подходе очень важно убедиться, что места, где актеров будут снимать крупным планом, не окажутся на границах между зонами освещения. Не стоит забывать и об источниках освещения, которые используются в самой сцене (настольные лампы, окна и др.), их обязательно следует учитывать при размещении источников направленного света.

4. Этот способ организации освещения поможет создать эффект ночного освещения интерьера комнаты. В этом случае очень слабым направленным светом (соотношение 3:1 или 6:1) освещают только те места, где предполагается снимать крупные планы, а актеры должны перемещаться только в пределах определенных зон, так как остальная часть сцены остается относительно темной.

При таком подходе при размещении источников направленного света обязательно следует учитывать другие видимые или предполагаемые источниками освещения в сцене. Если человек сидит перед настольной лампой, то угол падения направленного света должен быть таким, чтобы создать впечатление, что свет падает от настольной лампы. Чтобы участки между освещенными зонами не оказались очень темными, над всей сценой можно расположить источники заливающего света малой мощности.

Естественное освещение

На выездных съемках новостных или документальных сюжетов предпочтение часто отдают естественному освещению, поскольку в этом случае персонажи съемки выглядят наиболее реалистично. Но порой уровень естественного освещения оказывается слишком низким или высоким и не позволяет получить качественное изображение. Так, например, недостатками приведенной фотографии, полученной при естественном освещении, являются маленькая выдержка и высокая контрастность.


Следует учитывать и то, что люди уже привыкли к видеоизображению, качество которого улучшено за счет хорошего освещения, поэтому сюжеты , снятые при естественном освещении они воспринимают нереалистичными.

Иногда добиться реалистичности помогает хитрость! Например, на этом снимке, освещения, которое давал монитор компьютера, явно было недостаточно для того, чтобы осветить лицо ребенка. Поэтому в дальнем углу монитора компьютера пришлось поместить источник света и закрыть его голубым светофильтром.