stat
 
 
 
 
 
 
 
  TBS - Журнал Цифровое Видео    
Скидки
Разделы форума
Системы нелинейного
монтажа
Общие вопросы
Видеооборудование
Аудиооборудование
Светофильтры
Осветительное
оборудование
Барахолка
Поиск по архиву

Режим: "и" "или"
Избранное
Архив журнала
Цифровое Видео
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3
#4 #5 #6
  #1 #2 #3

Освещение: основные понятия и практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке

Мы завершаем публикацию материалов, посвященных освещению при съемках. В заключительной части курса рассказывается об организации освещения для решения сложных задач, которые возникают в ходе съемок.

(Продолжение, начало см. в "ЦВ" #6'2001, декабрь; #1'2002, февраль; #2'2002, апрель; #3'2002, июнь; #4'2002, август; #5'2002, октябрь; #6'02, декабрь; #1'03, февраль)

Сглаживание деталей на поверхности

В предыдущих частях нашего курса, мы неоднократно рассматривали способы организации освещения, помогающие скрыть детали поверхности. Добиться этого можно за счет

  • уменьшения угла между основным и заполняющим светом;
  • использования источников мягкого света;
  • уменьшение соотношения между интенсивностями источников света.
  • На приведенной схеме показан один из вариантов организации освещения, который позволяет добиться нужного эффекта.

    Обратите внимание, что источники фронтального освещения расположены не под углом 90°, а на минимальном расстоянии от камеры. Это позволяет сгладить все тени, проявляющие детали поверхности. На обоих источниках мягкого установлены стеклянные рассеиватели, поэтому они дают очень мягкий свет, который усиливает эффект сглаживания деталей поверхности. И, наконец, соотношение интенсивностей двух источников света было подобрано так, чтобы оно составляло не 2:1, а 1:1, т. е. их яркость была одинаковой. Но все выше сказанное имеет отношение только к только на фронтальным источникам света, интенсивность и расположение и заднего и фонового освещения при этом сохраняются стандартными.

    Правда, в большинстве случаев полное сглаживание деталей поверхностей вряд ли целесообразно. Посмотрите на левую фотографию, на которой домашнее печенье с шоколадом выглядит уж очень блекло. Чаще используют только один-два из перечисленных выше приемов, например, можно попытаться, сохранив соотношение интенсивностей источников света 2:1, установить на них рассеиватели и оценить полученный эффект и, если он окажется недостаточным, расположить осветительные приборы ближе к видеокамере.

    Самый мягкий свет при организации освещения для небольших пространств можно получить с помощью осветительных тентов (мы о них рассказывали в одной из предыдущих частях курса).

    Подчеркивание деталей поверхности

    Теперь давайте рассмотрим, как добиться противоположного эффекта -- четкой передачи всех деталей поверхности, который иллюстрирует правая фотография приведенная выше. Он достигается за счет

  • увеличения угла между основным и заполняющим светом;
  • использования в качестве основного источника жесткого света;
  • увеличения соотношения между интенсивностями источников света.
  • На приведенной схеме показан один из вариантов организации освещения, который позволяет добиться нужного эффекта. Обратите внимание, что источник жесткого основного света расположен под углом 85°, что способствует образованию резких теней и четкой передачи деталей поверхности. Желаемого эффекта можно достичь и с помощью сфокусированного в виде эллипсоидного пятна светового потока. И, наконец, можно увеличить соотношение интенсивностей используемых источников света до 4:1 или даже выше. Добиться таких соотношений позволяет отсутствие заполняющего освещения.

    Изменять место расположения и яркость источников заднего и фонового освещения при этом не желательно.

    Приведенная ниже левая фотография наглядно иллюстрирует эффективность бокового освещения. Именно за счет его использования удалось передать все детали поверхности фрагмента древней резьбы по камню. Без такого освещения большинство из них были бы утеряны.

    При съемке крупным планом 50-центовой монеты (см. фотографию, приведенную выше) использовали два источника жесткого света, которые освещали монету с обеих сторон. Их световые потоки, направленные под очень острыми углами, попадали только на выпуклые элементы на поверхности монеты и не освещали фон.

    "Низкий" и "высокий" основный свет

    Как правило, основные источники освещения всегда стараются располагать выше объекта съемки, так чтобы световой поток падал на него под углом 45°, т. е. использовать, так называемый "высокий" свет. Но порой, разместив основной или направленный свет под меньшими углами, можно добиться очень интересных световых эффектов и придать объекту съемки некую загадочность или таинственность (такой свет называют "низким").

    Причем яркость освещения здесь не будет играть какой либо особенной роли, а все будет определяться тем, под каким углом будет падать на объект съемки фронтальное освещение (поток направленного света) и какие затененные и высвечиваемые участки оно будет формировать на поверхности объекта съемки. Подобный эффект иллюстрируют приведенные фотографии.

    На изображение ягод клубники, полученного при использовании "высокого" основного света отсутствуют участки с глубокими тенями. Такое освещение обычно устанавливают при проведении студийных съемок. Первая фотография домашнего печенья, которая была приведена в начале статьи, также была получена при "высоком" основном свете.

    "Низкий" основной свет позволяет добиться противоположного эффекта - появления в изображении участков с четко выраженными тенями. Этот эффект иллюстрирует следующая фотография.

    Еще раз подчеркнем, что мы обсуждаем избыточность "высокого" или недостаточность "низкого" освещения. Различия в передаче деталей поверхности на всех этих фотографиях определяются не яркостью источников света (она могла быть и одинаковой), а тем углом, под которым падал на объект съемки поток основного света, и соотношением интенсивности заполняющего и основного света. Следует, конечно, помнить, что в условиях недостаточного освещения необходимой экспозиции можно добиться, открыв пошире диафрагму объектива.

    Заключение

    Рассмотренные в этой части курса способы организации освещения следует применять только тогда, когда для их использования существуют конкретные причины. Во всех других случаях предпочтительной является стандартная схема освещения по трем точкам, которая практически всегда позволяет добиться хороших результатов.